Поп-культура

«Свобода для и свобода от»: одежда разных классов в «Рассказе служанки»

Вика Дядькина
18.09.2017
Какие идеи скрываются за абсолютно гипнотическим визуальным рядом сериала, снятого по мотивам одноименного романа-антиутопии Маргарет Этвуд?

Сегодня ночью главную статуэтку премии «Эмми» получил сериал «Рассказ служанки» — история в десяти эпизодах про тоталитарное государство Гилиад, возникшее на территории США. Действие происходит в ближайшем будущем, в котором 99 из 100 женщин утратили репродуктивную способность. Тех из них, у кого уже есть дети (а значит, и способность родить еще), выслеживают и увозят в сексуальное рабство. Они становятся служанками командоров, жены которых страдают бесплодием. В Гилиаде они утрачивают собственное имя (получая взамен него притяжательное прилагательное: Фредова — принадлежащая офицеру по имени Фред), а также возможность читать, писать и думать. Их единственная функция — молчать и рожать детей. В романе Маргарет Этвуд, который лег в основу сериала, у каждого класса — свой цвет. Эни Крэбтри, художница по костюмам («Мастера секса», «Клан Сопрано»), безукоризненно придерживается этой схемы, но добавляет в образ каждой героини что-то очень личное. 

«Передо мной стояла цель с помощью костюмов показать, как угнетаются женщины. Но в то же время мне хотелось их освободить», — говорит она в интервью. Рассказываем, из чего состоит униформа представителей разных классов.

Трейлер сериала «Рассказ служанки», 1-й сезон
Служанки

 

Гилиад (название совпадает с областью Древнего Израиля на восточном берегу реки Иордан) живет по заповедям Ветхого Завета. Служанки, олицетворение смертного греха, носят красные плащи, напоминающие о тех, в которых изображали Марию Магдалину на полотнах эпохи Ренессанса. Причем это именно ярко-красный, практически алый — Крэбтри пыталась добиться ассоциаций с менструальной кровью. Накидки и платья сшиты из легчайшей ткани — по задумке художницы они должны были развеваться на ветру, воссоздавая очертания матки (да). 

 

 

 

На ногах у них — тяжелые ботинки без шнурков (чтобы служанки не смогли повеситься), на голове — чепцы с «крыльями». Во-первых, они скрывают их лицо. Во-вторых, выступают чем-то вроде шор. Идею головных уборов Крэбтри, по ее словам, подглядела у пожилых кореянок, которые не выходят на улицу в солнечную погоду без широких козырьков.

Образ служанок получился настолько ярким и символичным, что феминистки по всему миру стали надевать их костюмы, выходя на митинги против запретов абортов.

Жены командоров

 

 

 

Как антипод служанкам благочестивые офицерские жены носят синие платья с глухим горлом. Точнее, в романе это был чистый синий, а в сериале — бирюза и цвет морской волны. Чем влиятельнее женщина, тем темнее цвет. И еще раз о живописи Ренессанса — во время сцен насилия воссоздается типичное цветовое сочетание для накидки Девы Марии (голубой плащ c красной подкладкой). Служанка в красном лежит на спине, ее голова упирается в ноги жены офицера в бирюзовом (по закону жена всегда должна присутствовать при соитии).

hh.jpg
Наставницы

Наставницы — это те, кто следит за тем, чтобы служанкам не пришло в голову ничего лишнего. Также они выступают акушерками и имеют право воспитывать детей. В разговоре о костюмах наставниц Крэбтри ссылается на Миуччу Праду: «В 90-е она говорила, что самые интересные решения используются для военной униформы. И я согласна с ней на все 100 %, хотя сама идея войны мне претит». Она одела наставниц в темно-коричневый c зеленым оттенком — цвет земли. Костюмы напоминают те, в которых британские военные отправлялись на фронт в Первой мировой, качественное отличие — очень глубокие карманы (в них наставницы держат электрошокер, который используют в воспитательных мерах для служанок). Есть одна любопытная деталь, к которой стоит присмотреться, — вырез рубашек наставниц напоминает вагину. «Это был мой способ сказать всем: Fuck you!» — комментирует Крэбтри.

Марфы

Марфы — это домработницы. В книге они носят зеленый, в фильме — светло-зеленый, цвет старой моли. Крэбтри говорит, что при работе над костюмами для марф она «думала о советских домохозяйках и Лив Тайлер образца 60-х годов».

b.jpg
Офицеры

Самые влиятельные люди, как всегда, носят черный. Крэбтри это объясняет тем, что черный впитывает в себя все другие цвета. При этом он кажется ей ужасно скучным, так что пришлось найти более сложные оттенки — вспомнить про Хичкока и отправиться на поиски винтажных шерстяных тканей 50–60-х годов.

В фильме есть еще три цвета: розовый для маленьких девочек, темно-синий для шпионов (намек на близость к офицерам) и серый — для всех остальных.

Поделиться

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ