Поп-культура

История отношений: Pussy Riot и мода

Как одна московская панк-группа превратила лыжную шапку с прорезями в символ протеста и заставила весь мир заговорить про «путинский гламур».

Вчера Pussy Riot выпустили видео на песню Police State из своего грядущего альбома Nice Life. Простая мелодия вместо гитарных рифов, понятный сюжет и Хлое Севиньи в главной роли — видимо, коллектив нацелился попасть в какой-нибудь из мировых поп-чартов. Это не слишком удивительно: за шесть лет существования Pussy Riot изменился не только их музыкальный стиль, но и позиция относительно моды и визуальной саморепрезентации. Мы решили проследить историю этих отношений с fashion-индустрией — тем более что не ровен час Надежда Толоконникова запустит собственный бренд футболок с политическими слоганами, которые пока активно выкладывает в Instagram (ну а кто знает).

https://www.youtube.com/watch?v=oaZl12Z5P7g
2011 — выступления в концепт-сторах

Серия импровизированных концертов в самом центре светской Москвы — одна из самых ярких акций Pussy Riot до «панк-молебна». Девушки приходили в разноцветных балаклавах в Podium Market на Кузнецком Мосту, надевали песцовые шубы и пели «Кропоткин-водка», снимали шубы и шли с той же программой выступать в Столешниковом переулке на крыше «Симачева». По рунету расходились записи этих концертов с ремаркой «Группа Pussy Riot жжет путинский гламур».

оо.png
Выступление в Podium Market
2012 — феномен Pussy Riot на Западе назвали fashion attack

После 21 февраля 2012 года весь мир взахлеб обсуждал не только суть акции «Панк-молебен „Богородица, Путина прогони!“», но и внешний вид ее участниц. Малоизвестный факт, но у  Pussy Riot был человек, которого можно условно назвать стилистом. Она скрывается под псевдонимом Bullet и очень редко дает интервью. Вместе они придумали, что должны казаться во время выступления разноцветным пятном, чтобы восприниматься единой политической силой, — в противовес другим левым активистам, часто выдвигающим на первый план свою индивидуальность. А Bullet, в свою очередь, помогла им отобрать для этой цели нужные платья (принципиально no name, из брендированных вещей по неписаным правилам участницам Pussy Riot разрешалось носить только Dr. Martens). В том же году вышла статья модного критика The New York Times Вивьен Голдман, в котором она называла внешний вид Pussy Riot «fashion attack» из-за его агрессивности.

2015PussyRiot_GettyImages-549321789091015-2.jpg
2013 — коллекция Хлое Севиньи для Opening Ceremony

 

 

Шоу проходило в церкви Святого Марка. На импровизированный подиум модели выходили с табличками с политическими слоганами. И пусть балаклав не было, но сюжет считывался очень легко, и после шоу Хлое призналась, что во время работы над коллекцией думала о Pussy Riot: «Они заставили меня пересмотреть мое отношение к политике, в том числе и в моде. Сейчас я понимаю, что о ней необходимо говорить».

2013 — Канье Уэст и Джастин Бибер надевают балаклавы

 

Кажется, в 2013 году в медиа не было более животрепещущей темы, чем дело Pussy Riot. Разноцветная балаклава вместе с тем стала общемировым символом протеста и борьбы за свободу, — хотя носили их даже те, кто, возможно, не до конца понимал их символическую ценность. В частности, Канье Уэст пришел в красной бини с прорезями на показ Maison Margiela Haute Couture, а Джастин Бибер выложил в Instagram неоднозначное селфи в кастомизированной шапке Chanel.

2014 — Пэм Хогг посвятила Pussy Riot целую коллекцию

…Заявив, что это ее гражданский жест, а не коммерческий проект. Спустя полгода она выпустит серию футболок с надписями Courage на груди и Pussy Riot Rule на спине, всю прибыль от которых направят в некоммерческую организацию Amnesty International, привлекающую внимание к нарушениям прав человека.

Pam Hogg осень-зима 2014
2014 — десятки видео знаменитостей в балаклавах на SHOWStudio

Проект Proud to Protest был запущен в поддержку российского ЛГБТ-сообщества как реакция на запрет гей-пропаганды. Модные редакторы и модели молча смотрят в камеру в балаклавах, а в финале они стягивают их с себя. Pussy Riot к тому времени уже давно объявили амнистию, но их шапки с прорезями не утратили статус мощного политического высказывания.

kk.png
2014 — Надежда Толоконникова пробует себя в качестве модели

 

 

Одна из главных участниц Pussy Riot впервые снимается для модного лукбука — речь идет об онлайн-магазине Trends Brands. Надежда называет эту кампанию «жестом благодарности друзьям-капиталистам» (Trends Brands помогали ей с вещами во время тюремного заключения).

2015 — Толоконниковой нравится сниматься все больше

 

Решение Надежды сниматься для Терри Ричардсона, fashion-фотографа c сомнительной репутацией, фем-комьюнити не смогло принять спокойно. Сначала она отбивалась в комментариях от нападок, но в итоге удалила снимки отовсюду. Но интернет запомнил, что ей понравилось. Параллельно на западных ресурсах начинают появляться статьи в духе «Надя Толокно — икона стиля Pussy Riot или жертва моды?» (к этому времени она уже давно перестала ограничивать спектр брендированных вещей в своем гардеробе тяжелыми ботинками Dr. Martens).

2017 — Kenzo публикуют эссе Толоконниковой о балаклавах

В преддверии показа La Collection Memento N°1 Kenzo у себя на сайте опубликовали эссе «Зачем нам надевать маску», в котором Надежда объясняет, что балаклава — это манифест против болезненного индивидуализма и символ анархии, и говорит, что они все «устали от лиц». Этот же текст сейчас висит и на сайте Opening Ceremony. Интересно, думали ли Pussy Riot пять лет назад, что будут публиковаться на площадках такого плана? Вряд ли. Кажется, что после демонстративного отрицания моды они решили взять ее на вооружение.

Kenzo — La Collection Memento N°1

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ