Жанна Балибар — гранд-дама французского кино, которая обожает Jacquemus
Поп-культура

Жанна Балибар — гранд-дама французского кино, которая обожает Jacquemus

Кажется, слово «гранд-дама» сегодня звучит уместно исключительно в контексте французского кинематографа. В разгар Каннского фестиваля рассказываем про одну из них — актрису Жанну Балибар, которая в этом году представляет польский фильм «Холодная война».
Reading time 1 minutes
Если вдруг это имя кажется вам незнакомым

 

Значит, структуралистский марксизм, как, видимо, и французское кино, не входит в сферу ваших интересов (и ничего предосудительного в этом нет). При чем здесь марксизм? Этьен Балибар, отец Жанны, был одним из его знаменитых теоретиков. Мать, в свою очередь, занималась квантовой физикой. Неудивительно, что их дочь тоже училась долго, основательно и с энтузиазмом — сначала на историческом факультете в Высшей нормальной школе Парижа, потом в Кембридже и Оксфорде (одновременно). Удивительно тут другое — в 25 лет ее занесло в театр «Комеди Франсез» и параллельно с этим она начала сниматься в кино у великого Арно Деплешена, а уже через год получила первую номинацию на «Сезара» за роль истеричной манипуляторши Валери в фильме «Как я обсуждал... (мою сексуальную жизнь)». Категория номинации — «Самая многообещающая актриса».

Начав с классики в театре и непростых ролей в кино, Балибар и дальше не боялась браться за сложные проекты — будь это постановка радикального немецкого режиссера Франка Касторфа или фильмы Жака Риветта и Рауля Руиса, скажем так, для подготовленного зрителя. Если бы не ее академический бэкграунд и глубокие знания во многих областях культуры, возможно, ей бы гораздо сложнее было найти общий язык с режиссерами такого уровня и воплощать на экране в точности то, что им нужно. А ее актерский инструментарий действительно очень богат, и доказательство тому — признание французских кинокритиков, наградивших ее «Сезаром» за «Лучшую главную женскую роль» в псевдобайопике Матье Амальрика «Барбара» в прошлом году.

«Свободный электрон», или Удивительная разносторонность

Было бы даже немного обидно, если бы такая интересная дама, как Балибар, ограничилась игрой в кино и театре. Она, собственно, и не ограничивалась — на эту тему в интервью Le Figaro свое «стремление к избыточности, постоянному росту» она называет «неизлечимой болезнью». Балибар уже записала два альбома (Para­mour и Shalom Dame), и Педру Кошта снял о ее репетициях документальный фильм «Ничего не меняй». Написала (экспериментальный) сценарий к фильму «Например, Электра», сама его сняла вместе с Пьером Леоном, сама написала музыку и, конечно, сама же сыграла в нем главную роль. 

Фото: Мириам Роэхри

 

Что дальше? Прямо сейчас в Каннах показывают «Холодную войну» (первый фильм на польском языке, участвующий в основном конкурсе за последние 30 лет), в съемках которого она приняла участие. Планирует ли она в будущем писать сценарии, записывать музыку или, наконец, займется благоустройством общественных пространств, о чем давно мечтает? Нет, ничего не планирует. «Я не знаю и не хочу знать, сниму ли я когда-нибудь еще один фильм. Меня коробит от того, что в наши дни всем, включая актеров, всегда нужно строить какие-то планы, просчитывать все свои ходы на три года вперед, заниматься “карьерой”. Я не знаю, какая ситуация была раньше в России (а в Голливуде всегда существовала довольно авторитарная студийная система), но я выросла во Франции сразу после новой волны, и тогда ничего подобного не было», — прокомментировала она в интервью российскому журналу «Сеанс». Такую жизненную позицию во французском емко описывает устойчивое словосочетание électron libre, то есть «свободный электрон».

Свобода высказывания

 

 

С некоторыми известными актерами есть одна проблема — их интервью очень скучно читать. Частично это связано с тем, что они боятся сказать лишнего и опасаются за свою репутацию, частично с тем, что не все умеют говорить ярко и образно (зато умеют многое другое). У Жанны Балибар такой проблемы нет — ее всегда интересно слушать и читать. По ходу разговора она цитирует французского режиссера Эрика Ромера, вспоминает Фуко, проводит связи между поэтикой Аполлинера и коллекциями Николя Гескьера в Balenciaga и рассуждает о том, с какими социальными кодами приходится играть во время съемки для Elle, а с какими — для Dazed & Confused. И нет, это не попытка показаться умнее собеседника, просто она привыкла думать такими категориями. Точно так же, как и говорить то, что думает.

Так, она неоднократно признавалась, что все кинофестивали внушают ей одновременно восторг и омерзение, что Каннский фестиваль под определенным углом может показаться очень «вульгарным» и что ей «грустно», что «искусственная» и «сфабрикованная» Леди Гага задает планку всем остальным. А еще она выступила этой зимой с пламенной речью со сцены «Сезара» о том, что, несмотря на высокую конкуренцию среди актрис, «лучше держаться вместе». На ее платье была закреплена белая ленточка, символ протеста против дискриминации и насилия над женщинами.

Жанна Балибар и мода

Балибар называет себя «жертвой моды» и «компульсивным шопоголиком». Ее повседневный гардероб формируется вместе с ее фильмографией — во время съемок каждой новой картины она покупает по десять–двенадцать нарядов, в которых могла бы ходить ее героиня (такой способ вжиться в роль). Среди ее любимых брендов для красных дорожек — Balenciaga времен Гескьера, Lanvin Альбера Эльбаза и c недавних пор Jacquemus. В его костюмах она несколько раз выходила на красную дорожку прошлого Каннского фестиваля.

Нажмите на фото в галерее, чтобы увеличить его

На последней церемонии «Сезар» она была в белом платье Dior. Зная, что Балибар не прибегает к услугам стилистов и использует одежду для того, чтобы транслировать свои мысли и чувства, можно предположить, что наряд подобран в тон той самой белой ленточке. Десять лет назад, когда она звездно вышла все в тех же Каннах в белом платье Maison Martin Margiela, она объяснила это тем, что «время начать новую страницу». Всегда ли при таком необычном (читай: хаотичном) подходе к гардеробу получаются законченные образы? Нет. Но Балибар об этом знает, и это ее не то чтобы очень смущает. И именно поэтому за ее выходами всегда интересно наблюдать.

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ