Поп-культура

От рэперов в тачке до экспонатов Лувра: как менялся образ Джей Зи и Бейонсе

На прошедших выходных Джей Зи и Бейонсе выпустили первое видео на трек Apeshit с нового альбома Everything is Love, где они взаимодействуют то с одним, то с другим экспонатом Лувра, включая «Джоконду» и Венеру Милосскую. По этому поводу вспоминаем, как они к этому пришли и заняли уникальное место в поп-культуре.
Reading time 4 minutes

«Это мир Бейонсе и Джей Зи, а мы всего лишь живем в нем», — написало онлайн-издание Refinery 29 по поводу выхода Everything is Love. Во-первых, мы согласны. Во-вторых, мысль о том, что Картеры (как они себя обозначили на Tidal, где состоялся релиз альбома) занимают совершенно особенное место в поп-культуре, в медиа циркулирует уже давно. Вспомните хотя бы приставку Queen, которая обычно идет к имени Бейонсе. И да, сами музыканты эту теорию тоже активно поддерживают — в том числе с помощью тщательно продуманных визуальных образов.

 

Важное уточнение: Бейонсе не родилась королевой, а стала ей (в развлекательную индустрию она пришла, когда ей было 7 лет). Джей Зи тоже начал рано зарабатывать сам, правда, сначала доход ему приносила торговля наркотиками (он вырос в неблагополучном районе Бруклина) — собственный лейбл Roc-A-Fella он создал позже. Смогли бы они по отдельности подняться до первых строчек Forbes? Не факт, потому что их образы во многом вписаны в контекст семьи и отношений. «Он делает из меня лучшую женщину, я из него — лучшего мужчину. Мы дополняем друг друга», — прокомментировала в редком интервью Бейонсе.

 

Рассказываем, как они сформировали визуальные образы негласных короля и королевы поп-музыки, которые в паре работают лучше, чем по одному.

2001 — первая совместная обложка

«Мы тогда только пытались начать встречаться», — вспоминает Джей Зи об их первой совместной обложке с Бейонсе. Естественно, не персональной. Это был музыкальный номер Vanity Fair, для которого сфотографировали всех самых ярких звезд текущего момента. Джей Зи к тому моменту уже продал несколько миллионов копий своих альбомов и был суперзвездой в рэпе, Бейонсе пела в Destiny’s Child (до 2005 года это была самая коммерчески успешная женская группа). Джей Зи говорит, что Бейонсе тогда была «очаровательной девушкой из южного штата» — и, честно говоря, по-другому ее стиль было бы сложно описать. Впрочем, в начале нулевых это работало. Сейчас Бейонсе, по словам мужа, пришлось стать «гангста».

 

2002 — первое совместное видео

Бейонсе выпускает клип Bonnie and Clyde 03 с Джей Зи. Да, это клип Бейонсе, несмотря на то, что гораздо чаще в нем показывают Джей Зи — важного рэпера в зеленом спортивном костюме, который переживает некую криминальную ситуацию. У него есть классный ретро-автомобиль и классная подружка с волнистыми волосами, хорошим настроением и томным шепотом. Да, это Бейонсе. Больше в роли подружки рэпера, которая в кадре больше никак не раскрывается, мы ее не увидим.

 

2003 — Бейонсе выходит вперед

Сейчас, когда у нас есть та же Карди Би, Ники Минаж и да, все та же Бейонсе, кажется нормальным, что женщина при живом мужчине-рэпере (простите) в кадре не уходит на задний план в качестве декорации. Но в начале нулевых это было не самой типичной ситуацией: все-таки в рэпе очень сильны патриархальные установки. Так что клип Бейонсе Crazy in Love очень важен с точки зрения ее самопозиционирования. В этом совместном с Джей Зи клипе она впервые выходит на первый план. Пока просто в образе классной девчонки, которая очень эффектно выглядит и двигается даже в простой белой майке и джинсовых шортах. Джей Зи тем временем продолжает сидеть с цепями на шее в пафосном автомобиле.

 

 

2004 — первый выход в свет в качестве пары

 

 

 

До сих пор точно неизвестно, когда именно начались отношения Бейонсе и Джей Зи — когда-то в начале нулевых. Впервые в свет в качестве пары они вышли только в 2004-м на премии VMAs. Это важная веха в истории их отношений, но не в истории моды. Потом у них будут гораздо более сильные и продуманные выходы на красную дорожку. Все-таки золотая мини-пижама в комплекте с крупными кудрями выглядит слегка чересчур (про белый костюм криминального авторитета Джей Зи просто промолчим).

2006 — видео Déjà Vu и Upgrade U

«В клипе присутствуют дизайнерские наряды, энергичная работа ног и движения, ориентированные на сексуальность», — изящнее русскоязычной «Википедии» про видео Déjà Vu и не скажешь. Клип получился спорным (фанаты даже подписали петицию, что вращения Бейонсе в районе бедер Джей Зи им кажутся неприемлемыми), но в нем уже хорошо заметны устремления пары выходить за границы принятых норм и интерес к некоторым визуальным темам, к которым Queen B будет обращаться и в дальнейшем. В частности, к эстетике колониальной Америки и образу белых женщин в белых кружевах и белых перчатках.

 

 

Upgrade U — тоже не самый звездный клип Джей Зи и Бейонсе, но интересный с точки зрения визуального ряда. Тут Бейонсе — цветущая R&B-звезда в кружевном боди и нескромных мехах, побить которые может только килограммовая золотая цепь на шее Джей Зи. По этому видео понятно, кто самая крутая пара в хип-хоп-тусовке, но никаких проявлений сверхчеловеческого еще не было зафиксировано.

 

 

 

2008 — свадьба

Без миллиона фотографии и тысячи гостей. Очень тихая свадьба в Нью-Йорке на несколько человек, фотодокументы с которой были опубликованы только спустя несколько лет. Почему это важно с точки зрения формирования публичного образа Джей Зи и Бейонсе как пары? Потому что они изначально настаивали на том, что у них «все по-настоящему». Они всегда старались воздерживаться от разговоров о своей личной жизни и не раз говорили, что именно это помогло их браку так долго продержаться.

 

2012 — рождение Блю Айви

 

 

 

Да, прямого отношения к общественному восприятию Джей Зи и Бейонсе этот факт их семейной биографии не имеет. Но тут примечательно вот что: почти сразу после рождения первого ребенка молодые родители зарегистрировали ее имя как торговую марку, а потом запустили одноименный бренд одежды.

2013 — Drunk in love

Многие называют Drunk in Love, главный сингл с альбома Beyoncé, логичным продолжением Crazy in Love. Складывается ощущение, что каждым подобным видео Бейонсе и Джей Зи давали понять, что у них все хорошо (хоть и сложно) — они по-прежнему выглядят влюбленными даже спустя 10 лет, и количество цепей на шее Джей Зи только растет.

 

2014 — супертур On The Run

«Кому, в конце концов, нужна идеальная любовная история?» — этот риторический вопрос Бейонсе неплохо объясняет, почему они с Джей Зи в 2014 году во время тура  On The Run снова вернулись к осовремененным образам Бонни и Клайда (напомним, они к ним обращались еще в 2002 году).

On The Run — их первый совместный тур по США с заездом в Париж. Это грандиозный проект с грандиозным коммерческим успехом — за каждое выступление Джей Зи и Бейонсе получили около $4 миллионов (всего больше $100 миллионов). На сцену они выходили в кастомизированных нарядах Versace, Tom Ford и Givenchy. Часто — в балаклавах будто из сетчатых чулок (как в видео 2002 года, да). Самым ярким моментом шоу было появление Бейонсе в платье Givenchy с гигантским шлейфом в виде американского флага.

2016 — еще немного о сложных отношениях

 

В этом году всплыла и развернулась история про измену Джей Зи. Многие поклонники считали, что Lemonade — это своеобразная месть Бейонсе, однако потом выяснилось, что сам муж помогал ей работать над альбомом. Возможно, таким образом полезно прорабатывать семейные проблемы с точки зрения психотерапии. И абсолютно точно — перспективно с точки зрения коммерции (альбом сразу же возглавил рейтинг Billboard 200).

 

На этом этапе Джей Зи и Бейонсе, кажется, закрепили за собой образ влюбленной пары, у которой не все так просто, но которая готова прощать и преодолевать и в которой голос одного не заглушает голоса другого.

2017 — начало сверхчеловеческого

В прошлом году совпали несколько важных событий в биографии семейства Картеров. Во-первых, они попали в список Forbes как семья миллиардеров. Во-вторых, Бейонсе во второй раз забеременела (близнецами). В-третьих, ее снимок, анонсирующий беременность, стал самым популярным в истории инстаграма. В-четвертых, с этой беременности начал развиваться образ Бейонсе как современной богини фертильности, семьи и женственности. Естественно, с ее прямой подачи. Ее фотография в инстаграме была аллюзией на образ Девы Марии и Венеры одновременно, выход на «Грэмми» — отсылкой к образам африканской богини Ошун и индийской Кали.

Джей Зи в это время занимался записью своего альбома «4:44» и будто бы ушел в тень.

2018 — видео Family Feud

Чета Картеров смогла сделать практически невозможное — очень достойно пережить некрасивую историю про измену, которую вынесли на публичное обсуждение. Логичным финальным аккордом в ней стало видео Family Feud — Джей Зи будто на исповеди, Бейонсе в роли то ли священнослужительницы с клобуком на голове, то ли Нефертити. В любом случае, кого-то высокодуховного.


 

2018 — On the Run II

 

 

 

 

Это логичное продолжение тура 2014 года. Бейонсе и Джей Зи опять обращаются в образам Бонни и Клайда, но тут уже гораздо больше кристаллов и логотипов Gucci, чем четыре года назад. Интересно, что Джей Зи переодевается чаще, чем Queen B, и в итоге останавливается на образе джентльмена в голубом костюме. То есть на роли порядочного семьянина.

 

Сейчас — живые экспонаты Лувра

На этих выходных Джей Зи и Бейонсе выпустили очень мощный клип Apeshit, который сразу стал предметом обсуждения не только среди фанатов и музыкальных критиков, но и в арт-тусовке. Многие считают, что это видео потом будут изучать искусствоведы. Во-первых, потому, что это яркое высказывание на тему положения художников и особенно художниц африканского происхождения в мировой истории искусств (большинство экспонатов самого популярного музея в мире — работы белых цисгендерных мужчин). Во-вторых, потому, что Бейонсе и Джей Зи этим клипом уверенно заявляют, что достойны встать в ряд со многими работами Лувра как феномен поп-культуры. На это намекают беззастенчивое цитирование образов Венеры Милосской, Моны-Лизы и еще примерно десятка самых узнаваемых образов Лувра. И да, это абсолютно беспрецедентный случай. I can't believe we made it.

 

 

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ