Запал уже не тот: почему зрелищных показов становится все меньше
Мода

Запал уже не тот: почему зрелищных показов становится все меньше

Директор отдела моды L’Officiel Елена Бессонова помнит если не все, то многое — и в том числе показы исторической значимости: Джейкобс, Симонс, Маккуин. Елена объяснит, почему нынче показы мельчают, зачем на них теперь экономят и хорошо ли это или… так себе.
Reading time 39 seconds

Я посещаю недели моды последние лет десять. Когда я только начинала, попасть на показ, уже мысль об этом — были пределом мечтаний. Сами посудите, одно дело — рассматривать кэтвоки в журналах и на еще работавшем тогда Style.com, другое — наблюдать все своими глазами, вживую. Когда ты впервые видишь любимую модель на подиуме… это неизгладимое впечатление, конечно.

Хорошо помню, как слушала, раскрыв рот, рассказы коллег о показе Маккуина с голограммой Кейт Мосс. Кейт тогда поймали с кокаином, модные дома отказывались с ней сотрудничать, но Маккуин-то помнил, что дружба — всегда дружба, и решил ее поддержать. Я слушала и думала: вот однажды обязательно попаду на подобного уровня показ.

На фото: Alexander McQueen осень–зима 2006

То, о чем я сама вспоминаю и люблю рассказывать, — шоу Рафа Симонса для Jil Sander. Ну, вы помните: Раф плакал и весь зал плакал вместе с ним, и все эти фото потом разлетелись на мемы. Но одним из последних… визионеров, людей, которые делали, как и Маккуин, не просто демонстрацию одежды, а настоящие спектакли, был, конечно, Марк Джейкобс. Что он только для Louis Vuitton не устраивал: там был и поезд прямо в Карре де Лувр, и гигантская карусель, и зал, превращенный в отель из «Ночного портье» (показ закрывала Кейт Мосс с плеткой и сигареткой в зубах).

Вспоминаешь это все — и ужасно хочется сказать: «Сейчас так больше не делают». Фраза клишированная донельзя, но именно здесь подходит. Потому что сейчас действительно работают проще.

Сама тенденция на упрощение возникла не вчера — она наметилась несколько лет назад. Бренды просто перестали вкладывать в показы огромные деньги. Скромнее стала даже кутюрная неделя моды, чего, казалось бы, никак нельзя было ожидать. Конечно, марки уровня Chanel по-прежнему устанавливают посреди Гран-Пале гигантские космические ракеты или превращают все в античные руины, но таких брендов — единицы. Посмотрите на первый кутюрный показ Rodarte — чтобы отличить его от pret-a-porter того же сезона, надо хорошенько приглядеться. Показ в классическом понимании этого слова стал своего рода атавизмом. Для меня как для специалиста, да и для других стилистов, и для байеров тоже показ теперь — скорее дополнение к остальному. Всем гораздо интереснее собраться после него в шоу-руме. Например, Gucci, которые были в Милане в минувшем сентябре, — там были такие свет, музыка и сетап, что вещи по-человечески разглядеть оказалось просто невозможно. А все, что делает Алессандро Микеле, с его отношением к декору, к самым мелким деталям, к вышивкам, конечно, хочется разглядывать, разглядывать и разглядывать.

 

Маленькие марки, у которых бюджет и так трещит по швам, в массе своей от показов вовсе отказываются. Все, что сейчас есть в модной индустрии, работает в сторону рационализации. И это не то чтобы плохо. Бизнес есть бизнес, а отказ от показов, к которым мы так привыкли, — в первую очередь бизнес-стратегия. Как такового резонанса показ не вызывает, если не вкладываешь в него огромные деньги. А такое могут позволить себе только гигантские люкс-конгломераты. Хотя посмотрите на подвластные им бренды: даже Louis Vuitton теперь делают шоу куда проще и аскетичнее. Никаких больше плеток и каруселей. Все идет к тому, чтобы и тут сократить расходы, оптимизировать.

Однако лично мне кажется, что дело не только в кризисе финансовом, но и в кризисе… идей. Шоу делаются только ради шоу, а это уже никого не интересует. И хочется вот так взять и поверить, что среди дизайнеров сейчас снова появится гений-визионер уровня Маккуина. Способный производить и красоту, и смыслы. Такой, который просто сможет взять и перенести всех в сказку.

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ