Конспект: о чем была лекция Вирджила Абло в Гарварде
Читать лекции Вирджилу Абло не впервой — ранее он уже выступал на конференции Fashion Tech Forum в Калифорнии и в Колумбийском университете, но в Гарвард его еще не приглашали. Он вышел к студентам Высшей школы дизайна в джинсовой куртке и обычной черной футболке, выказал смущение, что «вступление было какое-то слишком серьезное» (штатный критик Гарварда Оана Станеску перед лекцией перечислила, как положено, все его регалии), и даже не попытался сделать свое выступление хоть немного похожим на формальное — шутил, сорил словами-паразитами и бросал свои «найки» куда-то в аудиторию. Цитируем самые любопытные места.
«Прежде всего, хочу сказать, что у нас много общего. Я тоже считаю себя таким вечным студентом. И во времена моей учебы единственное, чего мне хотелось, — это чтобы мне кто-то сказал, что карьера — это не всегда тяжелое и монотонное прорубание пути куда-то наверх. Можно пойти короткой дорогой. И вот как раз о том, где я удачно свернул, изучая суперпрактичные вещи вроде архитектуры и инженерного дела (по образованию Вирджил архитектор. — Прим. ред.), и будет моя лекция».
«Архитекторы подходят к решению проблемы структурно, и такая логика подходит ко всем культурным аспектам. Прежде всего я задался вопросом, в чем заключается мой фирменный стиль, моя ДНК. Вашим домашним заданием тоже будет вспомнить детство, что вас раньше беспокоило, что вам нравилось, — одним словом, вернуться в то время, когда вы еще не знали слишком много. Именно там и стоит искать свою ДНК».
«У меня он складывается из семи факторов — этот слайд я взял прямо из заметок в своем iPhone».
-
Реди-мейд.
«Я фанат Марселя Дюшана и идеи реди-мейда. Вообще очень важно понимать, к какому художественному течению ты ближе всего».
-
«Фигуры речи».
«Я немного устал от кавычек, но по-прежнему их использую. Это история про иронию. Конечно, винтаж круче, чем остромодные релизы. Остается только шутить вот таким образом. А еще кавычки — это мой способ сказать сразу две важные вещи».
-
Лимит в 3 %.
«Если я работаю с какой-то классической моделью, например, как Nike Air Force 1, то считаю, что могу добавить от себя максимум 3 %».
-
Компромисс.
«Off-White — это что-то между luxury и streetwear».
-
Work in progress.
«Однажды я понял, что необязательно быть перфекционистом. Можно делать параллельно миллион разных вещей и при этом спать по ночам».
-
Социальный аспект.
«Перепотребление — это ненормально. Но вместе с тем каждое высказывание имеет право на существование».
-
Одновременное обращение и к туристу, и к пуристу.
«Пытаюсь представить точку, где может пурист пересечься с туристом».
«Когда они мне в первый раз позвонили, я подумал, что они хотят пригласить меня диджеить у себя на каком-нибудь мероприятии».
«Первый проект — жилая среда для миллениала. Знаете, у Ikea аудитория в 2 миллиарда человек, меня до сих пор шокирует эта цифра. Я учился строить дома, а тут возможность вступить в диалог напрямую с живыми людьми через дизайн мебели, очень круто».
«Не у многих есть деньги на огромный ковер. Но Ikea — это история про демократичный дизайн. Мой ковер, думаю, будет стоить не дороже 50 баксов. Наверное, мне стоило заранее ознакомится с прайс-листом, но сами видите, зато он гигантский!»
«Может, это тупо, но я подумал: а что если бы мебель была streetwear? Мы живем в постмодернистское время, и для меня уличная мода (в кавычках) — это разговор о важном в эффектных выражениях, очень нишевая штука».
Также мы узнали, что во время работы над коллекцией для Ikea Вирджил проводил анкетирование среди маленьких детей, навещал своего друга-мультимиллионера, дом которого увешан работами Джеффа Кунса и Стерлинга Руби, и ездил в Милан, чтобы побеседовать с Ремом Колхасом.
«Я не сникерхед. Просто ношу одну и ту же пару, которая мне нравится, очень долгое время. Но, в принципе, понимаю, что у некоторых может быть настоящая страсть к кроссовкам».
Несколько фактов о работе с Nike (кстати, Virgil Abloh x Air Jordan 1 сегодня объявили кроссовками года). Во-первых, Вирджил, как и Майкл Джордан, в честь которого названа классическая модель, тоже из Чикаго. Во-вторых, первые из 10 кроссовок для Nike он придумал сразу после первой встречи с хед-офисом («Было обидно уходить ни с чем, так что я спросил: “Так, где тут у вас принтер?”» — так появилась надпись Air на подошве»). В-третьих, модель с широкой черной «галкой» появилась в результате неудачного наложения слоев в фотошопе.
«Диана предвосхитила то, что будет происходить в моде после нее. Она может служить примером того, как балансировать между официальным стилем и более повседневным».
«Мне нравится идея брендов. Это позволяет рассказывать разные истории. Off-White — проект как раз про истории. Я не занимаюсь модой в традиционном смысле слова, потому что я не умею. Так что малоизвестный факт про бренды: у меня была коллаборация с Красным Крестом в последней коллекции. Еще я пытался договориться с Гарвардом, но они мне отказали».
О концепции клатчей с логотипами Time, Life и People: «Я пытался представить, как люди жили во времена расцвета папарацци и желтой прессы. Мне показалось, что издание откажется от публикации, если в кадре будет логотип журнала-конкурента».