П — постмодернизм: алфавит Вирджила Абло
Мода

П — постмодернизм: алфавит Вирджила Абло

В формате алфавита рассказываем все самое важное, что нужно знать об основателе Off-White и новом креативном директоре мужской линии Louis Vuitton.
Reading time 5 minutes
А — Архитектура

 

У Абло нет образования в сфере дизайна одежды. Он получил магистерскую степень по архитектуре в Иллинойсском технологическом институте, где писал научную работу о наследии Людвига Мис ван дер Роэ, немецкого архитектора-модерниста, ведущего представителя «интернационального стиля» (он до сих пор любит порассуждать о нем в интервью). И да, модой он тоже заинтересовался благодаря архитектуре — после того, как узнал, что агентство Рема Колхаса OMA плотно работает с Prada. «Архитекторы решают проблемы структурно, и такая логика подходит ко всем культурным аспектам», — прокомментировал Абло свой выбор работы не по специальности.

Б — Без приглашения

2009 год. Вирджил Абло, на тот момент креативный директор Канье Уэста, в первый раз приезжает на неделю моды в Париж вместе со своим боссом. Естественно, без приглашения. Несмотря на то что тогда их там мало кто ждал, они умудрились попасть в объективы стритстайл-фотографов. Правда, несколько переборщили с нарядностью, так что создатели «Южного парка» не смогли пройти мимо и сделали на них пародию. Кажется, тогда даже сам Абло не мог предположить, что вернется в Париж через почти десять лет в качестве креативного директора Louis Vuitton.

В — «Воплощение всего, что не так с современной модой»

«Как бы вы описали Вирджила Абло?» — с этим вопросом инди-издание System обратилось к ведущим модным критикам и главным редакторам. Критик Business of Fashion Анджело Флаккавенто озвучил одно из популярных мнений: «Для меня мистер Абло — это воплощение всего, что не так с современной модой». Поясняем: это был намек на то, что основатель Off-White не создает ничего нового, да и вообще почти ничего не создает, кроме хайпа, а по большому счету просто делает копипаст уже существующих дизайнов. Решительно отрицать справедливость позиции Флаккавенто бессмысленно. Как и полностью соглашаться, потому что тогда начинают закрадываться подозрения, будто и с современными покупателями тоже все не слава богу. Напомним, судя по продажам, растущим с каждым годом, покупателям Off-White очень нравится.

Г — Гарвард

 

Карьера Абло в модной индустрии началась всего шесть лет назад (в 2012 году он запустил свой первый бренд — Pyrex Vision), а его уже начали приглашать читать лекции о дизайне одежды в главные университеты мира. В том числе в Гарвард. Прошлой осенью он встал за кафедру в джинсовой куртке, чтобы рассказать студентам Высшей школы дизайна о том, как выстраивается ДНК бренда, зачем нужны коллаборации и что от него попросили Ikea (конспект можно прочитать здесь). Да, академические круги его тоже, кажется, признали.

Д — Дюшан

«Дюшан нас рассудит» — эту фразу Абло повторяет всякий раз, когда его работы называют вторичными. Его действительно очень увлекает идея редимейда (помещения готового, законченного объекта, созданного не им самим, в непривычное пространство). Например, он нескромно сравнивает свой свитшот Vlone, в котором модель закрыла одно из прошлых шоу, с дюшановским писсуаром.

Е — Естественность

Девушки на подиуме Off-White максимально расслабленные — будто бы без макияжа, в кроссовках и с туфлями в руках. Лучше всего этот собирательный образ описывает название осеннего шоу бренда Natural Woman («Естественная женщина») — Абло посвятил его принцессе Диане.

 

Ж — Жена

Для кого-то это может оказаться неожиданностью, но у Вирджила Абло есть жена Шэннон и двое детей. Почему о них почти ничего не пишут в прессе? Потому что Абло не хочет использовать свою личную жизнь как инструмент пиара. Он считает это признаком «celebrity-дизайнера», в которого, по его словам, не хочет превращаться.

З — Знаменитости

 

Окей, считает себя Абло celebrity-дизайнером или нет, знаменитости очень любят его бренд и он умеет это использовать в свою пользу. Так, одними из первых в новых релизах Off-White часто выходят сестры Хадид и Хейли Болдуин, в числе поздравивших с назначением в Louis Vuitton вчера была Ким Кардашьян, и мы все не можем забыть выход Наоми Кэмпбелл в белом блейзере и велошортах на показе весна–лето 2018.

 

На фото: Рианна в туфлях Off-White x Jimmy Choo

И — Инстаграм

«Главной площадкой для моего бренда стал не Vogue, а инстаграм», — сказал Абло в интервью 032c. Он начинал продвигать свой бренд через соцсети и по-прежнему успешно продолжает это делать. В его личном инстаграме сейчас больше полутора миллионов подписчиков (недавно он попал в топ-10 дизайнерских аккаунтов с наибольшей степенью вовлеченности подписчиков), в инстаграме Off-White — три миллиона.

 

К — Коллаборации

Вирджил Абло постоянно подчеркивает, что считает себя креативным директором (sic!), то есть человеком, который придумывает концепции. Это, конечно, антитеза — противопоставление своей работы тому, чем занимались модельеры прошлого (эскизы, работа над кроем и т. д.). Одна из его ключевых идей завязана на том, что классические вещи — например, Nike Air Force 1 или синяя сумка Ikea — уже совершенны, но их можно и нужно модернизировать. При этом он считает, что нет смысла менять их больше чем на 3 %. Например, лодочки Jimmy Choo он просто обернул прозрачным пластиком, а на правый рукав джинсовой куртки Levi’s распылил цветную краску.

Подобные коллаборации анонсируются практически каждый день — Абло уже сотрудничал с Moncler, Kith, Vlone и Vans. Брендам подобное сотрудничество, безусловно, интересно — можно быть уверенным, что с вашим историческим наследием Абло обойдется максимально деликатно, и при этом его имя гарантированно привлечет к релизу внимание молодой аудитории.

Л — Логотипы

Интересно, знает ли Николя Гескьер о том, что его коллекция Join A Weird Trip для Balenciaga оказала ключевое влияние на становление Вирджила Абло как дизайнера? Напомним, что это были вещи в уличном стиле, но с логотипом исторического модного дома. После увиденного Абло в том же году напечатал логотипы Pyrex 23 на футболках Champion и поло Ralph Lauren. Сейчас же лого Off-White можно увидеть практически на всем — от энергетиков до флаконов с туалетной водой. Более того, такой подход (возьмите готовую вещь и поставьте на нее свой логотип), хоть он и не новый, открывает простор для творчества поклонникам Абло и делает бренд максимально инклюзивным. Например, 8-летняя блогерша Dear Giana сама недавно сделала себе сумку Off-White из бумаги.

М — Мерчендайз

Одним из первых проектов Абло как дизайнера был мерчендайз для тура Канье Уэста Glow In The Dark — с тех пор он много думал об этом опыте. Вывод такой: разница между уличной модой и мерчендайзом под влиянием логомании почти стерлась и, как это сейчас ни назови, эти вещи будут пользоваться большим спросом у миллениалов. В итоге мы имеем коллекции Off-Whitе, которые выглядят как мерчендайз Off-White (подробнее о том, как дизайнеры выстраивают с помощью этого приема субкультуру имени себя, мы рассказывали тут).

Н — Новый взгляд на luxury

Обычно приставкой к Off-White идет «бренд уличной одежды премиального уровня». Почему? Абло считает, что теперь люксовой вещь делает не название крупного бренда на бирке, а высокий на нее спрос: «Luxury — это то, чего вы вожделеете» (и этим может быть, по его теории, даже футболка Supreme за $50 или пара редких винтажных джинсов Levi’s).

Off-White весна–лето 2018

О — Омниканальность

Вирджил Абло — человек-многозадачность. Он параллельно работает над несколькими проектами (например, это может быть сезонная коллекция, несколько коллабораций, линия мебели, журнал, диджей-сеты и костюмы для балета) и таким образом транслирует ценности Off-White через разные каналы и на разных платформах. И да, при этом Абло еще и спокойно спит по ночам — секрет в том, что он победил собственный перфекционизм.

П — Пластик

Пластик, как ни крути, материал для одежды не самый подходящий. Но Вирджила это не слишком смущает: в его капсульную коллекцию, созданную в сотрудничестве с Jimmy Choo, вошли туфли и сапоги, заключенные в полиэтилен, — оказывается, так дизайнер видит обувь современной Золушки. За коллекцию до этого он показал Plastic Bag — натурально целлофановый пакет, куда предлагается класть сумку (такие пакеты — один из главных аксессуарных трендов этой весны).

А еще раньше под маркой Off-White выпустили пластиковый стакан с надписью Plastic Cup. Да, обыкновенный стакан. За $950.

Из этих примеров понятно, насколько посредственное отношение к одежде как носибельному продукту классического дизайна имеют и сам Вирджил, и его бренд. Творчество Абло — целиком про высказывание. И чтобы быть к нему причастным, фанаты скупают на сайтах-реселлерах пластиковые упаковки от вещей Off-White с фирменным полосатым принтом.

Р — Раф Симонс

Абло неоднократно говорил, что ему очень близки работы Рафа. Но Симонс, как выяснилось, не отвечает ему взаимностью. В интервью GQ он сказал, что считает Абло очень милым, но его работы его не вдохновляют (потому что в них нет новизны и оригинальности). Позже Абло объяснил эту критику разницей поколений. Скандалом этот диалог в прессе не назовешь, но он многое говорит о состоянии fashion-индустрии и нескольких точках зрения на то, каким критериям должна отвечать сегодня коллекция.

На фото: фейковая коллаборация Off-White x Raf Simons

Т — Типографика

Испещренный надписями двухметровый ремень Industrial Belt, пожалуй, самая известная вещь Off-White. Ему в затылок дышат сапоги и туфли-лодочки For Walking, сумка с принтом Sculpture, а также бесчисленные свитшоты и футболки с фирменным принтом-крестом, полосками и надписью Off-White. К чему мы это все? К тому, что текст на вещах — неотъемлемая часть вселенной Вирджила. Особенно ему нравится писать на вещах пояснения, для чего они предназначены или чем являются (туфли «для ходьбы» — тому доказательство). Надписи Абло часто берет в кавычки — говорит, что устал от них, но по-прежнему использует, чтобы добавить двусмысленности. Ну, окей.

У — Уэст, Канье Уэст

Вот мы и добрались до самого главного. Вирджил был стилистом — креативным директором главного поп-культурного деятеля современности почти 15 лет и приложил руку к тому, что на Канье теперь разве что не молятся (хотя мы не уверены, что никто из фанатов этого не делает). Они начали работать вместе, когда Абло было всего 22, и сделали друг для друга много хорошего: например, Канье помогал ему с развитием его первой марки Pyrex Vision (и даже сделал для нее капсульную коллекцию), а Вирджил, в свою очередь, помогал Уэсту стать королем мерчендайза — сувенирную продукцию для тура Glow In The Dark, как мы уже писали выше, создавал именно он. Судя по тому, что в медиа постоянно попадают их совместные фото с вечеринок, и по тем восторженным выражениям, с которыми Вирджил и Канье друг о друге говорят, расстались они по-хорошему. Да и странно было бы, если бы Абло ушел со скандалом: магия Канье Уэста в итоге распространилась и на него.

Ф — Финал конкурса LVMH Prize

Нет, Абло не выиграл премию, но одна номинация на нее уже многое говорила о перспективах его бренда. Кстати, в списке финалистов в 2015 году он был единственным американским дизайнером.

 

Х — Херон Престон

Херон Престон Джонсон — тот самый человек, отчасти благодаря которому кириллица стала модной (мы, конечно, о надписи «стиль» на куртках и водолазках). В целом их с Абло подходы к дизайну похожи, оба очень увлеченно цитируют приемы streetwear, но при этом ориентируются на более широкую аудиторию. И это неслучайно — на заре своей карьеры они оба писали в дружественные блоги об уличной одежде и в итоге подружились на почве общих интересов, а после работали с Канье Уэстом.

Ц — Ценообразование

Некоторые вещи Off-White могут показаться слишком простыми, а цены на них — завышенными. Конечно, это объясняется производственными затратами (все-таки Off-White — независимый бренд, у него нет той финансовой поддержки, которую получают марки, входящие в состав концернов Kering или LVMH), но не только ими. Ценник в несколько сотен долларов за футболку — один из инструментов грамотного позиционирования и способов занять желанную нишу (мы все помним, да, что Off-White метят в сегмент luxury?). «Никто не будет продавать футболки Gucci, Maison Margiela, Givenchy и Lanvin за $30. И я ориентируюсь как раз на тех же самых покупателей, которые приходят за этими брендами».

Ч — Чикаго

Абло родился в Чикаго и до сих чувствует связь с родным штатом. Между постоянными перелетами он успевает делать выставки в местном Музее современного искусства, разрабатывать курсы для трудных подростков и гордиться тем, что Майкл Джордан — его земляк (знаменитая модель Nike, над которой Абло недавно работал в рамках проекта The Ten, названа как раз в честь баскетболиста).

 

Ш — Шоу как statement

Вернее, не statement даже, а самоценное мероприятие без привязки к одежде, которую на этом шоу показывают. Вирджил Абло — это Канье Уэст модной индустрии: у него такие преданные фанаты, что некоторые из них решили увидеть кумира вживую любой ценой и попытались прорваться на мартовский показ в Париже без приглашений. Такое рвение мы обычно видим разве что на концертах поп-королей (или, простите за сравнение, на встречах папы римского с паствой). Закончилось это все довольно плачевно: люди выбегали на проезжую часть, их разгоняла полиция и едва ли не давили автомобили, а некоторые редакторы и вовсе ушли, чтобы не подвергать себя опасности. Народная любовь — она такая.

Щ — Щедрость

 

Streetwear — не тот сегмент моды, который в первую очередь ассоциируется с благотворительностью, но стараниями Вирджила эта ситуация вполне может измениться. Филантроп без кавычек, которые он так любит, Абло охотно соглашается на участие в благотворительных проектах. К 8 Марта он сделал футболку, деньги от продажи которой пошли организации Women for Women International (поддерживают женщин, переживших военные конфликты), до этого совместно с Creating Real Economic Destiny разработал полноценный образовательный курс для подростков из неблагополучных районов и выпустил капсулу с Equinox, средства от продажи которой пошли на борьбу с раком.

Э — Элементы рабочей униформы

И еще немного о помещении привычной вещи в непривычный контекст. Абло настойчиво включает рабочие комбинезоны, куртки и те самые индустриальные ремни в подиумные коллекции. Подозревая, что подростки могут не знать, что со всем этим делать, он также выпускает для них видеоинструкции в духе «Как это носить».

Off-White Menswear осень–зима 2018

Ю — Юность

 

Как бы ни любили Вирджила знаменитости, своей популярностью он обязан не им, а юным хайпбистам — школьникам, которые выросли с айфонами в руках, обладают клиповым мышлением, не признают классических дизайнеров и не пойдут на концерт исполнителя, чьи клипы набирают на YouTube меньше пары миллионов просмотров. Собственно, это в буквальном смысле слова дети. Influential kids, как называет их сам Абло. Дети — лидеры мнений, которые перекроили под себя весь рынок люкса.

Сам дизайнер называет Off-White маркой, заточенной под миллениалов, и делает все, чтобы его вещи хорошо смотрелись в Instagram: отсюда и яркие цвета, и броские шрифты, и решения вроде туфель в целлофане или мудборда с принцессой Дианой. Искусственно созданный дефицит, как в случае с кроссовками Nike Air Jordan, — тоже для того, чтобы покорить юные сердца. Получилось настолько хорошо, что благодаря детям Вирджил теперь в Louis Vuitton. Ждем influential kids на первом ряду мужских шоу французского дома.

Я — Я-маркетинг

Где бы ни был Вирджил Абло — в Pyrex Vision, Off-White или Louis Vuitton (да) — его собственное имя всегда будет стоять впереди. За несколько лет ему удалось сделать из него самостоятельный бренд с суперлояльной молодой аудиторией . Так что интерес к нему со стороны крупного французского дома более чем закономерен.

 

 

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ