Мода

«Сказочный Крысолов»: что современники думали об Иве Сен-Лоране?

Вика Дядькина
01.08.2017
Сегодня Иву Сен-Лорану исполнился бы 81 год. Критики окрестили его гением, а его коллекции — совершенством. Сам он больше всего ценил в женщинах шарм — и учил их им пользоваться. Вспоминаем, что говорили свидетели больших перемен, за которыми стояли три буквы: YSL.

«Ив — сказочный Крысолов от мира моды. Что бы он ни делал, женщины всех возрастов, со всего мира будут следовать за ним. Всю его одежду, показанную на подиуме с 1958 года по сегодняшний день, до сих пор может носить кто угодно и где угодно» (Диана Вриланд, 1983).

df.jpg

«Эта выставка доказывает, что кутюрье может быть — должен быть — геометром, яркой и страстной личностью, открытой к новым чувствам, иллюзионистом, ребенком, астрономом, обычным человеком и гением, писателем, переписчиком, дрессировщиком, механиком и пророком. И его женщины тоже живут в нескольких плоскостях: они хотят быть святыми и ведьмами, львицами и охотницами, девственницами и куртизанками, мужчинами, клоунессами и шпионками» (французский писатель Эрве Гибер о выставке Ива Сен-Лорана в Metropolitan Museum of Art, 1983).

«Думаю, сейчас людям непросто понять, насколько революционными были его идеи. Носить брюки в офис! С этим связано миллион историй. Нэн Кемпнер однажды пришла в одном из первых брючных костюмов Yves Saint Laurent в роскошный ресторан на Мэдисон-авеню. И ее отказались пустить. Легенда гласит, что она сняла брюки и вошла в ресторан в одном жакете. Это была революция, которая эхом отозвалась не только в моде, но и в обычной жизни» (Сюзи Менкес для T Magazine).

fg.jpg

«Поразительно не только то, как красива эта одежда, но и то, насколько современно выглядят абсолютно все наряды, даже вариации 1976 года на тему русских крестьянских платьев. Либо идеи Ива Сен-Лорана превратились в универсальный язык моды, либо они раздвинули ее рамки» (Бернадин Моррис, The New York Times, 1992).
 

«Такого я не видела даже у Кристиана Диора» (Татьяна Либерман, жена редакционного директора Condé Nast Александра Либермана, о коллекции YSL 1979 года).
ssd.jpg

«Всех дизайнеров-интеллектуалов однажды начинает мучить мысль, что они занимаются всего лишь модой, декоративно-прикладным искусством. С Сен-Лораном и Берже под конец приключилась настоящая агония. Все эти попытки увековечить его наследие, подчеркнуть его вневременность, бесконечные выставки...» (Сюзи Менкес для T Magazine).

«Клиентки модного дома во время показа сделали десятки пометок, не в силах выбрать, что же им необходимо купить в первую очередь. Для них это стало настоящим ударом — кто бы мог подумать, что им нужно так много. После показа они дружно отправились за кулисы поздравить дизайнера, бормотали что-то про «совершенство», не будучи уверены в том, что это достаточно сильное слово. Одна женщина тихо плакала, ничего не говоря» (Бернадин Морис о показе 1979 года, The New York Times).

«В его шоу был элемент неожиданности — и абсолютного совершенства. Альбер Эльбаз, когда пришел дизайнером YSL в конце 90-х, сказал, что его пугает и отталкивает идея такого совершенства — идеальные красные губы и макияж, идеально уложенные волосы, идеально подобранные аксессуары. Это был тот тип совершенства, который уже вышел из моды. И, честно говоря, последние показы Ива Сен-Лорана были откровенно скучные — и до неприличия идеальные. Но знаете, он хотя бы до конца искренне верил в свою идею, в гламур определенного толка» (Сюзи Менкес для T Magazine).

ggk.jpg
Реклама YSL Parfum Y, 1967

«Модный дом Сен-Лорана — и я опубликовал эссе об этом — занимает в культуре то же место, что работы Пруста или Матисса» (французский философ Бернар-Анри Леви).

1.jpg
Ив Сен-Лоран в рекламе аромата Pour Homme, 1971

«Я многому научился у мадам Шанель. Даже несмотря на то, что я не был с ней лично знаком. Она хотела со мной встретиться. Месье Берже был с ней всегда очень любезен, и она все повторяла: «Приведи уже ко мне Сен-Лорана». Но мне было очень страшно. Тогда я был очень скромным. Сейчас мне жаль, что мы так и не познакомились. Единственная наша встреча состоялась в отеле Ritz. Я случайно столкнулся с ней во время обеда. Единственное, что она мне сказала, было «Никаких больше мини-юбок, Сен-Лоран!» (Ив Сен-Лоран для The Guardian).

«Сен-Лоран. Стиль — это я»

Поделиться

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ