Мода

Панк, икона, активист: три ипостаси Вивьен Вествуд в одном фильме

Удалось ли режиссеру Лорне Такер справиться с амбициозной задачей и рассказать о гранд-даме британской модной индустрии сразу с нескольких сторон в фильме «Вествуд: панк, икона, активист»?
Reading time 1 minutes
Вводные данные

Лорна Такер, бывшая модель и режиссер рекламных роликов, решила несколько лет назад снять свой первый полный метр — и сразу с Вивьен Вествуд. Удивительно, но до этого о дизайнере не было ни одного полнометражного документального фильма. Как ей удалось уговорить Вествуд сниматься? Во-первых, сыграло роль то, что они до этого уже пару раз работали вместе (Такер помогала с видео для сезонных коллекций). Во-вторых, режиссер пообещала уделить в картине особое внимание активистской деятельности Вествуд — очевидно, что сейчас вопросы экологии дизайнера волнуют гораздо больше, чем собственно мода. В итоге у Такер было согласие Вествуд на участие в съемках, неограниченный доступ к архивам и три года, чтобы взять интервью у всех интересующих ее персонажей — от самой Вивьен и ее сыновей Джо Корре и Бена Вествуда до Кейт Мосс и Андре Леона Телли.

Реакция на фильм

Со стороны критиков отзывы были очень сдержанные. Со стороны работников кинотеатра, в котором прошел премьерный показ в рамках фестиваля Sundance, — восторженные. Со стороны Вествудов — возмущенные. Главная их претензия в том, что Такер сфокусировалась на прошлом, а не на настоящем и вместо съемок того, что происходит в жизни Вивьен здесь и сейчас, использовала очень много архивных роликов, которые лежат на YouTube в свободном доступе. Это раз. Два — в финальном варианте недостаточно раскрыта тема активизма. В итоге сейчас компания Vivienne Westwood официально заявляет, что не имеет к фильму никакого отношения, а Бен Вествуд просит вернуть им с матерью все отснятые материалы и в качестве извинения сделать пожертвование в один из фондов, которым занимается Вивьен.

То, что у Вествуд непростой характер, — это факт. То, что ей фильм в итоге не понравится, Такер предполагала еще до его выхода (тут без сюрпризов). А что насчет зрителей? Мы склонны считать, что никто не выйдет из кинозала разочарованным. Потому что в итоге мы получаем именно то, что нам пообещали в заголовке: Вивьен Вествуд как панка, как икону и как активистку. Размышления насчет «достаточно» или «недостаточно» эти темы раскрыты, оставим Бену Вествуду. Кино позволяет взглянуть на деятельность Вивьен в объеме, будто бы собирая ее 3D-модель, — и это уже отлично.  

Вивьен Вествуд как панк

Окей, это самая простая из трех задач. Чтобы показать Вивьен Вествуд как панка, нужно просто навести на нее камеру. Она ходит в вещах с оборванными краями,  через предложение называет все fucking mess и, не пытаясь казаться вежливой и услужливой, открыто выражает свое неудовольствие, когда ей задают банальные вопросы. Например, про Sex Pistols. «Боже, нет, это так скучно!» Вествуд, безусловно, панк («единственный настоящий панк-рокер», как говорит о ней ее сын Бен), но совсем не в том смысле, в каком это слово понимали в середине 1970-х годов, когда Вествуд и Макларен придумали соответствующий стиль в одежде. Субкультуры уже нет, а Вивьен есть — и то, что она делает и говорит, так же современно, как и 40 лет назад, и так же не укладывается в привычные рамки.

Знаете ли вы еще хотя бы одного крупного дизайнера, который сейчас не имеет ни малейшего представления о том, что такое маркетинг и чем занимаются маркетологи? Может выйти на закрытой презентации к партнерам бренда и вместо того, чтобы рассказать о коллекции, раскритиковать половину вещей и заявить: «Простите, деньги меня не интересуют. Я знаю, что они интересуют вас, а не меня»? Пренебречь поездкой в Нью-Йорк на открытие своего бутика на Манхэттене ради того, чтобы ночью поработать над докладом о состоянии окружающей среды? И быть готовым в любой момент закрыть свою компанию или отозвать коллекцию только потому, что ей не понравился конечный результат? В индустрии, где все думают на несколько шагов вперед и пытаются заработать все деньги мира (как и в любом другом бизнесе), Вествуд с ее принципиальностью, честностью и непредсказуемостью — панк в квадрате.

Вествуд как икона

Слово «икона» в контексте моды употребляют настолько часто, что найти границы того, что же оно обозначает на самом деле, уже непросто. Этимологический словарь подсказывает, что в древнегреческое eikōn, от которого оно произошло, изначально заложена идея сходства, подражания. И в этом контексте напротив имени Вивьен Вествуд тоже хочется поставить галочку — раньше ее манеру одеваться, краситься и стричься повторяли тысячи самых смелых молодых британцев, теперь на ее этические принципы ориентируются люди из ближайшего окружения и далеко за его пределами.

В фильме о Вивьен восторженно рассказывает вся ее команда дизайнеров (многие начали с ней работать бесплатно, когда компания еще не приносила денег, — просто потому, что они хотели быть к ней ближе), ее муж Андреас Кронталер и сыновья. Кейт Мосс говорит, что для нее Вествуд в детстве была примером для подражания и несбыточной мечтой. А еще Кейт гордится, что, по словам дизайнера, она могла бы быть ее первой и единственной лесбийской любовью («Кейт, если бы мне нравились девушки, я бы на тебя запала»). Но это к делу уже имеет меньше отношения. Памела Андерсон добавляет, что она очень настоящая — что бы это ни значило.

Вествуд как активистка

Каждый показ Vivienne Westwood последние несколько лет — высказывание на тему экологических проблем. Каждый второй ее выход в свет — провокация или одиночный пикет (вспомните хотя бы значок с Челси Мэннинг на ее платье на Met Gala три года назад или скандальные фотографии с вручения ордена Британской империи в 1992-м). Коллаборации — с организациями вроде Greenpeace и PETA или благотворительными фондами. Все это вскользь упоминается в фильме, но полноценный эпизод, посвященный активизму, только один — о поездке Вивьен в Арктику вместе с Greenpeace.

Да, скорее всего, про активизм Вивьен Вествуд вы не узнаете из фильма Такер ничего нового, зато там дается ответ на вопрос, которым наверняка задавались многие. Если Вествуд — такой панк, ее не интересуют деньги и она так переживает за состояние окружающей среды, почему бы ей не закрыть бренд и не остановить производство? Во-первых, потому, что так компания предоставляет большое количество рабочих мест (на фоне роста безработицы в Великобритании это особенно актуально). Во-вторых, потому, что мода — естественный для Вествуд способ самовыражения и инструмент для привлечения внимания к проблемам, которые ее беспокоят. В этом решении нет никакого лицемерия — потому что в ней всегда органично сочетались как минимум сразу три социальные роли: панка, иконы и активистки.

Премьера фильма «Вествуд: панк, икона, активист» пройдет 17 апреля в рамках совместного фестиваля «Пионера» и MasterCard «Бесценные города в кино» при поддержке новозеландского вина  Brancott Estate Sauvignon Blanc. 

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ