Налог на розовое: почему женские вещи стоят дороже мужских?
Мода

Налог на розовое: почему женские вещи стоят дороже мужских?

Мы не в первый раз сталкиваемся с хитрым англицизмом pink tax. А ведь значит он лишь одно: женский тяжелый люкс обычно куда дороже мужского. Откуда берется наценка, с чего вдруг и, наконец, что с этой практикой не так? Спешим разъяснить.
Reading time 37 seconds

Когда я рассказала коллегам, о чем собираюсь писать в этом номере в рубрику «Экспертиза», замглавред несколько удивился: «Надо же, а я-то думал, мужские вещи как раз стоят дороже, на них вроде больше материала уходит». И в некоторых случаях это правда так: одно и то же пальто в COS, например, девушке обойдется дешевле, чем ее молодому человеку. Разница в цене — незначительная. Я сравнивала. В случае с Alexander Wang, как выяснил портал Business of Fashion, ситуация похожая — и то, что мужской «Вэнг» чуть дороже женского, пресс-офис объяснил именно затратами на материал. Однако в остальном именно на женские вещи — как и на товары бьюти-индустрии — так называемый маркап гораздо жирнее. То, что в экономике называют pink tax. Да-да, «розовый налог». Чаще всего, чтобы объяснить этот феномен, используют аналогии не из фэшена, из самого простого ассортимента аптеки или супермаркета: женские и мужские бритвы. При одинаковом функционале и примерно одинаковом виде даме побрить ноги обойдется примерно в полтора раза дороже, чем кавалеру сбрить усы. А в среднем женская версия продукта дороже процентов на семь. В моде наценки достигают гораздо большего масштаба. И ладно бы речь шла только о сложных в производстве, намеренно декоративных женских вещах. Но один и тот же классический пиджак Saint Laurent женщине из поселка Загорье обойдется примерно на €1000 дороже, чем моднику оттуда же. Есть вещи, которые стоят примерно одинаково, например лоферы Gucci или свитер J. W. Anderson, но в целом тенденция понятна.

Почему так происходит

Причин хватает, и они, конечно, чисто экономические. Во-первых: хоть женщины и покупают больше одежды, с их вещами бренд сильнее рискует — приходится отшивать платья, блузы и пальто в большем количестве размеров, чем для мужчин, и не факт, что это все удастся продать. А затраты на производство выше — оттуда наценка, которая «прикрывает» финансовые риски. Во‑вторых: спрос рождает предложение. А женщина в целом готова платить больше.

А теперь с цифрами и фактами

Это все не было бы так обидно, если бы женщины и зарабатывали столько же, сколько мужчины, — но нет. Средняя женская зарплата, например, у нас в России на четверть ниже мужской — и это не журнал L’Officiel жалуется, это вам сообщает Росстат. В Штатах, кстати, не лучше — в среднем по стране на каждый заработанный мужчиной доллар приходится семьдесят восемь заработанных дамой центов.

Покупают женщины, кстати, гораздо активнее — и совершенно по-другому, чем мужчины. У средней американки, как пишет Forbes, набегает примерно 1400 долларов дополнительных расходов в год. Средней, подчеркиваем. Если же говорить о реальных покупательницах люкса, то — сюрприз, ага — их кусачая наценка не настолько волнует.

Скажем вам больше: именно женщины чаще думают, что чем дороже вещь стоит, тем выше у нее качество. Поэтому в некоторых случаях наценка как раз и убеждает покупательницу, что перед ней — наилюксовейший люкс. А демпинговать модному бренду оказывается невыгодно. И что, спросите вы, со всем этим делать? Тут мы никого ограничивать не будем: если очень уж хочется свитер или пиджак, покупайте, конечно. Только не забывайте о том, что этот свитер или пиджак, вполне возможно, не стоит своих денег,  и если аналогичная модель в мужском варианте внезапно оказывается подешевле, то это значит, что вам придется выложить лишние несколько сотен евро благодаря хитрым расчетам чьего-то финдиректора. А лишние несколько сотен евро — это, например, бархатные лоуферы Prada в «черную пятницу». Или добротный плащ Barena Venezia. И да, вот вам лайфхак: порой покупать мужское гораздо удобнее, чем одалживать вещи у бойфренда. Лишь бы шло.

 

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ