Мода

Привет, 2018-й: почему нам будет не хватать Фиби Файло

2017 год, прошедший в модной индустрии под знаменем феминизма, завершился новостью об уходе из Céline Фиби Файло. Нет смысла искать в этом логическую закономерность — точно так же, как и отрицать парадоксальность ситуации: дизайнер, которая всегда ставила выше всего интересы женщин, решает уйти со сцены именно в тот момент, когда главные мировые подиумы заполонили лозунги в духе The Future is Female.
Reading time 4 minutes
Женский вопрос — 2017/2018

Последнее время можно наблюдать любопытную закономерность: каждый раз год начинается с мощного высказывания о роли женщины в обществе и ее правах. Январь 2017-го — это женские марши в 700 городах по всему миру, когда только в Вашингтоне вышли на улицы полмиллиона американок и американцев, чтобы выразить свое несогласие с политикой Дональда Трампа. Мадонна описала акцию как «отказ женщин принять новую эру тирании». Январь 2018-го — флешмоб голливудских актрис на красной дорожке «Золотого глобуса», решивших прийти в черном в знак протеста против харассмента и в знак солидарности с жертвами Харви Вайнштейна, а также речь Опры Уинфри, моментально разошедшаяся на цитаты в духе «Я хочу, чтобы все девочки знали, что новый день уже забрезжил на горизонте».

На фото: Мадонна читает речь во время женского марша в Вашингтоне

Модная индустрия, которая пару лет назад отошла от привычного эскапизма и стала очень восприимчивой к общественным настроениям, тоже не осталась в стороне от женского вопроса — в начале прошлого года в продажу поступила первая коллекция Марии Грации Кьюри для Dior и футболки We Should All Be Feminists.

Сейчас же все заняты догадками, чем займется Фиби Файло после ухода с поста креативного директора Céline. Кэти Хорин, fashion-критик The Cut, например, предполагает, что модой Файло больше заниматься не станет — и если это действительно так, то нам очень жаль (как и еще тысячам «файлофилок», как называют себя поклонницы таланта дизайнера). Миучча Прада, ссылаясь на свой опыт в 60-х, говорила, что работать в моде, которая зачастую обращается к женщинам с императивом, и вместе с тем продвигать идеи феминизма совсем непросто. Но у Файло всю дорогу это получалось очень естественно.

Фиби Файло и феминизм

 

 

«Файло предложила женщинам совершенно новый подход к гардеробу и сумела из модного дома сделать fashion-культ», — обобщил заслуги дизайнера модный критик Хэмиш Боулз, намекая на то, что, когда Файло пришла в Céline в 2008 году, у всех было очень смутное представление о ДНК бренда (притом что Céline — один из исторических французских модных домов c 70-летней историей). Файло сама все придумала — и в этой новой вселенной в центре всего были женщины, деятельные, сильные и иногда немного уставшие, их эмоции, чувства и желание комфорта.

На фото: Фиби Файло

Céline весна–лето 2018

 

 

Кэти Хорин,  модный критик The Cut, так описывает подход Файло к дизайну: «Некоторые исследуют одну и ту же тему, например, как Джереми Скотт, или эстетику, как Демна Гвасалия в Balenciaga, или делают ставку на концептуальное содержание, как Рей Кавакубо. В то время как работы Файло — это горсть очень разных чувств, связанных с повседневной жизнью женщин». Согласитесь, дать в руки деловой девушке в костюме огромное одеяло — это высшая из возможных в мире моды форм эмпатии. То же самое можно сказать и про гигантские сумки из весенне-летней коллекции 2018, в которые при желании можно уместить всю свою жизнь, и про ультраудобные биркенштоки, которые благодаря Файло приобрели статус fashion-statement в 2013 году.

На фото: Céline осень–зима 2017/2018

В интервью Файло говорит, что считает, что женщина вправе носить все что угодно, если ей в этом комфортно, но выражает серьезные опасения относительно проблемы сексуализации: «За Céline стоит политическое заявление: мы хотим научить молодых девушек чувствовать себя хорошо. Кругом слишком много фотографий сексуально объективированных женщин, слишком много примеров того, как женщина одевается для кого-то кроме себя, тем самым взращивая свою неуверенность». Возможно, поэтому привлекательность героини Céline имеет мало общего с представлениями о конвенциональной сексуальности.

Рекламные кампании бренда, ставящего под вопрос большую часть исторически культивируемых глянцевыми изданиями ценностей (вроде идеального тела), тоже заметно отличаются от конкурентов. В 2015 году, когда все приглашали для съемок Instagram-звезд, Céline сняли журналистку и писательницу «второй волны» феминизма Джоан Дидион. На такой шаг нужно еще осмелиться — точно так же, как и на отказ от макияжа в рекламных кампаниях (вспомните любую серию фотографий с Дарьей Вербови авторства Юргена Теллера).

Джоан Дидион для Céline

Но вообще-то главной героиней Céline всегда была сама Файло — увлеченный профессионал, успешный дизайнер и женщина, тщательно оберегающая свое право на частную жизнь. Кажется, что Файло никогда ни под кого не подстраивается — она отменяет показы из-за беременности, уходит из модных домов на вершине успеха, если считает, что работа стала занимать слишком много времени, и убеждает Бернара Арно перенести ее офис из Парижа в Лондон. В интервью для The Gentlewoman она объясняет свою позицию тем, что однажды смогла ответить себе на вопрос, что для нее важнее — быть счастливой или быть правой. Так что нет ничего удивительного в том, что у нее есть целая армия поклонниц, которые хотят быть на нее чем-то похожими.

 

Феминизм на подиуме — 2017/2018

Важно отметить, что при всем этом Фиби Файло никогда не называла себя феминисткой. Она не любит интервью, не любит комментировать коллекции, не любит привлекать к своей персоне лишнее внимание, говорит, что мечтала бы, чтобы ее имя не знал Google, и всегда повторяет: «Смотрите на мои работы». По ним очевидно, что некоторые идеи феминизма Файло разделяет — пусть и особенно это не афиширует (ждем комментариев от модного дома Céline). Любопытно, что прямо противоположная ситуация сложилась с другими брендами, которые медиа активно обсуждали в контексте феминизма в прошлом году. В первую очередь это, конечно, Dior.

На фото: Прабал Гурунг

Мария Грация Кьюри, будучи «первой женщиной на посту креативного директора Dior», как о ней написали в день назначения на пост многие онлайн-издания, судя по сезонным коллекциям и дополнительным активностям — например, благотворительному флешмобу #DiorLoveChain, — решила превратить женский вопрос в мощный маркетинговый инструмент и отличительную черту бренда. Сначала футболки с цитатой из выступления TEDx Чимаманды Нгози Адичи We Should All Be Feminists, потом — с заголовком знаменитого эссе Линды Нохлин Why Have There Been No Great Women Artists? В официальном пресс-релизе Dior по поводу коллекции весна–лето 2018, например, значится, что Мария Грация Кьюри разделяет основную идею эссе Нохлин и что «нужно отдавать должное художницам, меняющим традиционно мужской дискурс в истории искусства и моды». Вопрос: очевидна ли связь между видным теоретическим трудом и ярко-розовым боди с мозаикой? Модные критики Робин Гиван, Ванесса Фридман и Кэти Хорин сходятся во мнении, что скорее нет, чем да.

На фото: футболка Dior

Вслед за Dior феминистские лозунги напечатали на вещах из новых коллекций Prabal Gurung и Zadig et Voltaire, тренд подхватил масс-маркет вроде Asos, Stradivarius и Easy, и инициатива постепенно перешла к крошечным инди-брендам — почему-то этот плакатный формат оказался для всех очень удобным. Особенно интересно получилось у Prabal Gurung — в финале показа осень–зима 2017 на подиум вышли десятки моделей в футболках с надписями Voices for Choices, We Will Not Be Silenced, Yes, We  Should All Be Feminists и Белла Хадид в костюме лесбосепаратистки из 70-х. Речь идет о футболке с лозунгом The Future is Female — точно такие же были мерчендайзом книжного магазина женской литературы Labyris Books, принадлежащего радикальным феминисткам.

«Я хочу поделиться образами женщин, которые вдохновляют меня. Это те, кто обладает силой, внутренней красотой, грациозной женственностью и внимательностью. Мы живы, наши глаза открыты, и мы хотим прославлять женщин разных профессий и из разных слоев общества. Пришло время заявить о своих взглядах, подать голос, чтобы воззвать к переменам», — приводится прямая речь Прабала Гурунга в официальном пресс-релизе по поводу коллекции. Звучит очень хорошо, но при чем здесь лесбосепаратистки, по-прежнему неяcно.

Белла Хадид на показе Prabal Gurung

Итого: дизайнеры, как один, покопались в архивах, достали теоретические работы знаменитых феминисток и растиражировали футболки с броскими цитатами оттуда и лозунгами прошлого. Независимое британское издание I-D даже недавно выпустило мини-гид по тому, какой смысл изначально был заложен во фразы Femme Whatever, Girls to the Front и Not Your Honey — потому что контекста почти никто не знает.

На фото: свитшот Dior

Ольга Страховская, редактор онлайн-издания Meduza, в прошлом главный редактор Wonderzine: «Футболки со слоганами или логотипами — один из самых популистских ходов, сделанных модой в 2017 году в рамках ревайвала 90-х. Причем ревайвала совершенно постмодернистского. Слоганы феминистского толка от Girl Power или The Future is Female, мелькавшие на футболках что у Dior, что у Pull & Bear, —  это, по сути, симулякр, знак без обозначаемого, как надпись «Стиль» кириллицей на воротнике. То есть иллюзия победы феминизма в мире, где до равных прав пока далеко. Ничего катастрофического в этом нет, но и смысла, в общем-то, тоже: как и в надписи «Земфира» на худи Vetements. Это может означать, что у покупателя есть определенные взгляды, а может не означать вообще ничего. В этом отношении неотретушированные растяжки и неровности на бедрах моделей Asos (а также уличный кастинг, расширение размерных линий, борьба с насилием в индустрии, улучшение условий труда на фабриках или появление трансгендеров на обложках журналов) куда важнее, чем очередная футболка, пусть и с самым хорошим слоганом».

 

«Что касается слоганов, ничего не могу с собой поделать, вспоминаю певицу Монеточку: "Вся ваша юность — это надпись на футболке". Как-то уже неловко лишний раз проговаривать, что одних только маек недостаточно для популяризации феминизма, причем в случае с Dior доходит до смешного: Линду Нохлин они цитируют, но посланницы бренда ходят на фотоколлы в платьях, в лиф которых не помещается грудь.

Мне кажется, основная проблема с игрой в популяризацию феминизма — в той искусственности и поверхностности, которую нам современная мода выкатила. Как мне видится, маркетологи компаний не определились с позицией: мы несем феминизм в массы? Мы образовываем? Мы вписываемся в актуальную повестку? Мы поддерживаем женщин? Или мы продаем людям их потерянную совесть?
 

На фоне всего этого мерцания та же Фиби Файло казалась таким одиноким воином, у которой есть вполне четкое понимание того, что она делает, — как сейчас бы сказали, “осознанность”, — бесспорный дизайнерский талант и бесконечная воля», — говорит журналистка Алла Анацко.

Почему футболки со слоганами — это неплохо, но Файло будет очень не хватать

Два года назад исследовательское агентство PerryUndem провело тематический опрос среди тысячи американцев. Выяснилось, что за равные права для мужчин и женщин выступают 85 % респондентов, но «феминистками» и «феминимами» себя готовы назвать только 18 %. Медиа уже даже шутят в контексте феминизма на тему эвфемизма F Word, под которым обычно скрывается ругательство. Так вот, если после футболок со слоганами, которые обсуждает весь интернет, кто-то задумается над тем, что в феминизме нет ничего постыдного, будет уже хорошо. Еще лучше — если после условного показа Марии Грации Кьюри кто-то возьмется за эссе Линды Нохлин или хотя бы его погуглит. Футболки со слоганами — это в целом неплохо, пусть в качестве основного инструмента для продвижения феминистских идей в модной индустрии они и не годятся. Но думается, что у всех брендов и дизайнеров, которые обратились к фем-риторике, были добрые намерения.

Вернемся к тому, с чего начали: так почему же нам будет не хватать Фиби Файло? Потому что от каждой ее коллекции оставалось ощущение, что она любит женщин вне зависимости от того, какие социальные роли они выбирают, как себя позиционируют и что стоит на их книжной полке. Фиби, мы будем по вам очень скучать.

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ