Мода

Мода в эпоху социальных сетей и безграничных идей

Мода в эпоху социальных сетей и безграничных идей
Reading time 1 minutes

Мы живем в эпоху, когда то, что раньше казалось прочным и незыблемым, вдруг стало самых хрупким. Традиции, каноны, привычки, разного рода идеологии, которые для предшественников служили твердью под ногами, не то чтобы рассыпались, но приобрели новые формы. Теперь нам надо научиться ходить по воде: современная культура – это бесконечный поток стилей, направлений, жанров, цитат, комментариев, информации, но главное – возможностей.

И сегодня модные дизайнеры ищут способы удержаться на плаву в том водовороте свободных высказываний и смелых идей, который создали социальные сети. Самый, заманчиво легкий вариант использовать сиюминутный хайп как залог долгосрочного успеха. Но тут надо помнить, что фальшивых монет хватает лишь на короткий срок.

Получилось у Марии Грации Кьюри, которая стартовала в Dior с громкого заявления на футболках We Should All Be Feminists. Талантливо хайпанул Алессандро Микеле, заменивший надежную элегантность Gucci непредсказуемым постмодерном.

 

Подсмотрено в журнале

Не стоит забывать, что цель моды – коммерческий успех, а сегодня хорошо продается то, что обсуждают в СМИ и в блогах. Здесь и сейчас.

Если повезет – еще и завтра.

Очевидно, что некогда прочная историческая основа модных брендов уже не так надежна и некоторые из них начали терпеть убытки, не сумев удержать интерес поколения милениалов.

На самый радикальный шаг решился Helmut Lang. Модный дом напомнил о себе на волне очередного увлечения эстетикой 90-х. Задача генерального директора марки Эндрю Розена состояла в том, чтобы рассказать историю марки адекватным современности языком. Требование нашего времени – постоянное обновление. Задача дизайнера – сделать временное вечным.

В индустрии моды за постоянное обновление отвечают журналы. Каждый выпуск – это новые истории, новые герои, новые фотографии и необходимые именно в этом месяце вещи и культурные впечатления.

Но в тоже время, это наглядная иллюстрация своего времени, порой более точная, чем научные попытки описать эпоху, в которой мы живем.

И Эндрю Розен перестроил работу модного дома Helmut Lang по принципу редакции. Вместо креативного директора поставил у руля главного редактора Dazed & Confused28-летнюю Изабеллу Берли. И она стала приглашать известных дизайнеров делать каждый раз новые коллекции, назвала это журналистским термином «сторителлинг».

Элемент непредсказуемости, который заставляет читателей покупать каждый номер любимого журнала, необходим современной моде, вынужденной разными средствами опережать поп-культуру, чтобы первой определять тренды.

Подобным образом поступил и креативный директор бренда спортивной одежды Moncler Ремо Руффини. Он пригласил 8 дизайнеров и поручил им ежемесячно создавать новые мини-коллекции. Каждый месяц новая история, которую с интересом ждут покупатели-почитатели, а может, и читатели.

На сутки и/или навсегда

Теперь мода может стать книгой или журналом, который хочется перелистывать снова и снова, или лентой в Инстаграм – посмотрел и забыл. У дизайнеров есть шанс хайпануть в вечность, или на 24 часа.

И это тоже, кстати, прибыльный вариант. Некоторые дизайнеры уже пару лет назад оценили систему see now, buy now и стали часть коллекции распродавать сразу после показа. У модников есть ровно сутки, чтобы приобрести вещи во флагманских магазинах, но чаще в социальных сетях. У Рикардо Тиши в Burberry и Ральфа Лорена эксперимент удался, а вот Том Форд, судя по всему, решил больше так не делать. Здесь следует четко различать сиюминутный ажиотаж и продолжительную радость от возможности прислушаться к себе и спустя какое-то время выбрать подходящую вещь.

Привелегия на долгую жизнь

Приглашать к сотрудничеству современных художников –попытка глядеть в вечность, при этом расуждая на актуальные темы. Сегодня именно по территории современного искусства проходит мостик, пусть иногда шаткий, который позволяет пройти над водоворотом свободных высказываний, без риска оказаться в пучине банальностей. Мода давно отстояла у искусства право пользоваться его привелегией на долгую жизнь.

Конечно, можно отказаться от традиционных показов, как это сделал Демна Гвасалия, который проводит колллекции Vetements в неожиданных местах, демонстративно избегая привычной схемы – подиум, вип-гости в первом ряду. Но этот жест только сильнее подчеркивает связь моды с театральным искусством. Подобное смелое шоу полностью освобождает модный показ от его изначальной функции – демонстрации моделей одежды.

Способ быть ближе друг к другу

Отказ от традиционных форм презентации сегодня наблюдается во всех областях искусства, но пожалуй, ярче всего это заметно – в театре и в моде. Потому что именно эти два вида искусства выработали у публики определенные представления о том, как все обычно происходит: зрители проходят в зал, рассаживаются и наблюдают последовательное действие в исполнении артистов/топ-моделей.

Но сейчас театру, чтобы существовать не нужна сцена, он может обойтись и вовсе без актеров, но вовлекает зрителей, ищет новые способы взаимодействия с публикой. Это говорит о том, что современная эпоха социальных сетей испытывает острую потребность в общении, и посредством моды и искусства разрушает границы между людьми. Во времена, когда почти все важные вопросы и дела можно решить дистанционно, мы отчаянно ищем способы быть ближе друг к другу. В конечном счете, мы покупаем модные вещи, чтобы рассказать людям о самих себе.

Поэтому модные показы не исчезнут. Дизайнеры будут придумывать оригинальные шоу, но основным критерием успеха будут уже не количество заказов после показа, но эмоции, которые испытали зрители, их отклики. Развитие интернет-коммуникаций позволило модной индустрии пользоваться правом, которым раньше с такой свободой пользовалось только искусство – вызывать потрясение, бередить чувства, побуждать к размышлению. В результате все это должно пробудить к бренду интерес покупателей, но количество упоминаний в СМИ не менее значимый показатель успеха.

Лучший друг и союзник

А вот существенная часть продаж в скором времени и правда, будет вестись через интернет. Когда Раф Симонс перешел в Calvin Klein, он некоторые коллекции стал показывать в социальных сетях. Это помогает сразу же находить покупателей – модникам не приходится ждать пока коллекция поступит в магазины.

В развитии брендов в интернете многие аналитики видят будущее моды. В конце июля нас расстроила новость о ликвидации модного дома pret-a-porter Sonia Rykiel, который после смерти своей выдающейся основательницы испытывал финансовые трудности. Как передавало накануне печального известия французское издание «Монд», одно из наиболее серьезных предложений о покупке прославленного бренда сделали Николь Леви и Жюльен Седбон, работающие в сфере недвижимости, которые «планировали перезапустить марку в интернете». К счастью, модная история семьи Рикель продолжится – Лола Рикель, внучка Сони Рикель, уже основала собственный бренд Pompom.

Так что даже грустные факты не означают того, что новейшее время безжалостно диктует свои условия. Напротив, сейчас как никогда время – наш друг и союзник, который освободил нас от прежних шаблонов и предрассудков.

На фото коллаборация Moncler с дизайнерами Пьер Паоло Пиччоли (PIERPAOLO PICCIOLI), Симон Роша (SIMONE ROCHA), Ричард Куинн (RICHARD QUINN) и модель из коллекции марки Palm Angels

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ