Мода

«Мода — это не искусство»: Пьер Берже как первый звездный менеджер от моды

Вика Дядькина
08.09.2017
Сегодня скончался Пьер Берже, сооснователь модного дома Yves Saint Laurent, сделавший все, чтобы превратить его в настоящую легенду и прибыльный бизнес.

 

Пьер Берже — тонкий ценитель прекрасного, библиофил, коллекционер произведений искусства и свой человек среди французских интеллектуалов вроде Жана Кокто, Бернара Бюффе и Альбера Камю. Вместе с тем Пьер Берже — человек редких коммерческих и административных талантов. Успех Saint Laurent — самое яркое (хоть и далеко не единственное) доказательство его исключительного предпринимательского дара. «Если бы Пьера Берже не существовало, мне бы следовало его придумать», — однажды сказал его партнер и гражданский муж Ив Сен-Лоран. Вместе они управляли модным домом в течение 40 лет с момента основания. Вспоминаем самые главные успехи и находки Пьера Берже как менеджера Yves Saint Laurent.

Появление линии prêt-à-porter

Модный дом Yves Saint Laurent был основан в 1961 году. В 1962 году прошел первый показ, после которого в зале раздались овации, а сам Сен-Лоран расплакался за кулисами от смущения. Талант молодого модельера пленил модных критиков и клиенток haute couture, но широкая общественность заговорила о нем только после запуска более демократичной линии Yves Saint Laurent Rive Gauche в 1966 году, после чего бутики бренда открылись в Нью-Йорке, Лондоне и Париже. На концепции готовой одежды настоял Берже — и после еще долго вздыхал, что Сен-Лоран не успел выпустить коллекцию для универсама вроде Prisunic.

 

Трейлер фильма «Безумная любовь» про отношения Ива Сен-Лорана и Пьера Берже
Парфюм = коммерческий успех

Если бы не Пьер Берже, возможно, Ив Сен-Лоран предпочел бы заниматься исключительно кутюром, и как долго модный дом мог бы жить на одном его гении — большой вопрос. Но Берже был уверен, что бренду нужны несколько линий, чтобы продолжать функционировать, — так, по его инициативе Yves Saint Laurent в 1964 году выпустили первый парфюм Y. Этот аромат дал начало коммерчески успешной косметической линии.  Прибыль от ее продаж стала своеобразной финансовой подушкой для модного дома, позволившей Сен-Лорану и дальше заниматься haute couture. Дело в том, что себестоимость духов обычно не превышает 20 % от рыночной цены, остальные 80 % женщины платят за то, чтобы почувствовать себя чуть ближе к вселенной модного дома. Патрик Маккарти, редакционный директор WWD, так комментирует этот феномен, к популяризации которого приложил руку Берже: «Парфюмерный бизнес — это худшее, что когда-либо случалось с французской модой. Как только появились парфюмы, французы перестали волноваться о продажах. Любой крупный модный дом, если у него был успешный аромат, мог делать все, что хотел. Дизайнер мог сказать байерам: «Я не буду менять платье. Я делаю все, что хочу». Деньги все равно поступали от лицензии духов».

ss.jpg
Реклама аромата Y
Продажи лицензий

В 70-е вместе с началом выпуска парфюмов началось время получения десятков лицензий на производство сопутствующих товаров — Пьер Берже занимался ими лично. Лицензии были оформлены на ручки YSL, пляжные полотенца, солнечные очки и вообще все. В этот период у Ива Сен-Лорана начались нервные срывы и тяжелые проблемы с алкоголем и наркотиками — как раз доходы от продаж этих самых лицензий позволяли ему не заботиться о финансовой составляющей бизнеса и продолжать работать над коллекциями.

 

Кадр из фильма «Ив Сен-Лоран»
Мужская одежда

Ив Сен-Лоран был одним из главных популяризаторов андрогинного образа и одел сотни женщин в Le Smoking и брюки. Но, кажется, он никогда не собирался заниматься дизайном мужской одежды — на это его также сподвиг Пьер Берже. В 1969 году запустилась мужская линия готовой одежды, спустя два года вышел аромат Rive Gauche. В копилку постоянных клиентов модного дома добавились Энди Уорхол и Мик Джаггер — а значит, и тысячи их поклонников.

Yves Saint Laurent Rive Gauche
Продажа акций

Пьер Берже любил повторять, что никогда не беспокоил Ива Сен-Лорана финансовыми проблемами и решал их единолично, при этом расставляя приоритеты следующим образом: «Сначала творчество, потом бизнес». Он блестяще решил несколько вопросов с продажей-покупкой акций модного дома. Так, в 1971 году он продал отделение ready-to-wear компании Squibb Corporation, чтобы получить финансирование на выпуск коллекций haute couture. Все риски были настолько грамотно взвешены, что уже через два года Yves Saint Laurent смогли выкупить ready-to-wear обратно. В 1986 году Берже продал 25 % акций модного дома итальянскому предпринимателю Карло де Бенедетти, чтобы на вырученные средства купить компанию Charles of the Ritz, владеющую несколькими лицензиями на ароматы Yves Saint Laurent. Ему же принадлежит финальное решение продать YSL Groupe за $655 миллионов Elf Sanofi в 1993 году (сейчас YSL входит в группу компаний Kering).

w.jpg
Пьер Берже на фоне портрета Ива Сен-Лорана
Музеи

Ив Сен-Лоран, по воспоминаниям современников, во время работы над коллекцией часто говорил: «Потом это окажется в музее». Реализацию этого плана Берже взял на себя, очень трепетно относясь к наследию модного дома. Он активно участвовал в организации прижизненной ретроспективы YSL в Метрополитен-музее, инициировал Фонд Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, а последние несколько лет работал над проектом музеев в Марракеше и Париже и почти успел. Они должны открыться этой осенью.

Музей Ива Сен-Лорана в Марракеше

Поделиться

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ