ЛГБТ-символика в коллекциях модных брендов — есть ли в ней смысл?
Мода

ЛГБТ-символика в коллекциях модных брендов — есть ли в ней смысл?

Разбираемся, может ли радуга на подкладке плаща быть больше, чем просто радуга.
Reading time 2 minutes
Что радуга символизирует для ЛГБТ

1978 год, активист Гилберт Бейкер, выступающий за права сексуальных меньшинств, впервые предложил в качестве флага для гей-парада в Сан-Франциско радугу — в качестве альтернативы розовому треугольнику. Последний по-прежнему остается одним из самых узнаваемых символов ЛГБТ-сообщества, но обладает негативной коннотацией: его использовали в нацистских лагерях в качестве маркера для гомосексуальных мужчин. Изначально в радуге Гилберта было восемь цветов, каждый из которых символизировал важные для ЛГБТ-движения вещи: розовый — секс; красный — жизнь; оранжевый — исцеление; желтый — солнце; зеленый — природу; бирюзовый — магию; голубой — мир; фиолетовый — дух. От розового и бирюзового, однако, быстро отказались.

Шестицветный флаг стал неотъемлемой частью любого гей-прайда (от англ. pride, что значит «шествие представителей ЛГБТ с целью заявить о себе») — обычно его несли в руках, но также могли нарисовать радугу на щеке или футболке. Покупать специально к прайду новые кеды никому в голову не приходило — до последнего времени.

 

Мода и радуга

Кеды Gucci на радужной платформе, радужные платья из пайеток Ashish, кеды Converse и кроссовки Nike с символикой ЛГБТ — сейчас модные бренды предоставляют любому участнику прайда возможность принарядиться.

Что изменилось в модной индустрии, раз она повернулась к ЛГБТ лицом? Во-первых, бренды стали более восприимчивыми к социальной повестке. О правах сексуальных меньшинств последние лет пять стали говорить очень много, а после избрания Дональда Трампа президентом США — особенно.

 

На фото: показ Ashish

 

Во-вторых (и это вытекает из «во-первых»), дизайнеры увлеклись идеей мерчендайза. Вспомните, какую волну футболок с феминистскими слоганами спровоцировал «Женский марш» в Вашингтоне в прошлом году — ситуация с радугой и гей-парадами абсолютно зеркальная. Особенно много аксессуаров с радужной символикой выпускается в мае — в преддверии июня, Месяца гей-парадов. Его ввел в 2000 году президент США Билл Клинтон, а в 2016 году Барак Обама предложил более инклюзивное название — Месяц ЛГБТ-парадов. И да, в этот месяц, помимо прочего, в Нью-Йорке проходит еще и официальная Неделя радужной моды.

Почему с радугой на модных кедах не все так просто?

 

Этот вопрос можно переформулировать так: «Вкладывают ли бренды какой-нибудь смысл в радугу на модных кроссовках?» — и на него не так-то просто ответить. Многие сочувствующие ЛГБТ видят в этом исключительно маркетинговый ход, особенно если радужная капсула не подкрепляется дополнительными активностями со стороны марки. В английском феномен заигрывания с квир-культурой со стороны крупных компаний даже получил отдельное название — pink capitalism, то есть «розовый капитализм».

 

На фото: Gucci

Другое дело, что некоторые бренды подходят к вопросу освещения прав сексуальных меньшинств гораздо последовательнее. Например, онлайн-ретейлер Everlane привлек к сотрудничеству ЛГБТ-активистов, среди которых Роуэн Бланчард, Хари Неф и Майлз Макмиллан, а все вырученные средства от продажи вещей из их капсульной коллекции 100% Human направил на нужды «Кампании за права человека», одной из крупнейших ЛГБТ-организаций в США. Urban Outfitters поставили себе задачу освещения бисексуальности — и пригласили для рекламной кампании рэпера Тейлора Бенетта, который совершил камингаут в твиттере в январе прошлого года. И таких кейсов с каждым годом становится все больше.

На фото: капсульная коллекция Urban Outfitters к прайду

 

Однако и тут не все просто (да). Даже если бренд регулярно делает пожертвования организациям, помогающим ЛГБТ-сообществу или больным СПИДом, и работает с активистами, это не освобождает его от подозрений в попытке «наживиться на проблемах сексуальных меньшинств» и заработать «розовые доллары». Так, например, произошло полгода назад с Levi’s, когда они выпустили коллекцию Pride в память об умерших от СПИДа, а пользователи твиттера заподозрили их в желании «заработать на чужой смерти». Притом что Levi’s — вообще один из первых модных брендов, начавших выступать в поддержку ЛГБТ и предпринимать в этом направлении реальные действия, а не просто печатать радугу на задних карманах.

Впрочем, на глобальном уровне даже и от радуги на задних карманах может быть толк. Хотя бы потому, что это лишний повод вспомнить об ЛГБТ и их проблемах, которых до сих пор (очень) много. Одна их них — невидимость сообщества.

Почему случай с радугой Burberry — особенный?

На этой неделе Кристофер Бейли, креативный директор Burberry, объявил, что посвятит свою последнюю коллекцию для модного дома ЛГБТ-молодежи: «Сейчас исключительное время, когда нам особенно нужно говорить о том, что наша сила и креативность заключаются в том, что мы все разные». Бренд уже пожертвовал крупную сумму трем благотворительным организациям: The Albert Kennedy Trust (лондонские волонтеры, помогающие тинейджерам, которых родные выгнали из дома после камингаута), ILGA (Международная ассоциация лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и интерсексуалов — занимается вопросами соблюдения прав человека для ЛГБТ) и The Trevor Project (оказывают ЛГБТ-подросткам психологическую помощь и активно выступают против репаративной терапии). Но это не все.

 

 

 

Также Burberry анонсировали радужную вариацию своей классической клетки. Классической клетки, которая стала даже более узнаваемой, чем исторический логотип бренда, и которая в разное время ассоциировалась с разными социальными явлениями — от британской аристократии до гопников из лондонского пригорода (в начале нулевых клетку подделывали настолько часто, что Burberry пришлось от нее на время практически отказаться). Стоит ли говорить, что это гораздо более мощное высказывание, чем вышитая на лимитированной футболке радуга из капсульной коллекции? Нам кажется, что не стоит.

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ