Кто сегодня на заставке Google: Эйко Исиока — дизайнер, которая успела все
Мода

Кто сегодня на заставке Google: Эйко Исиока — дизайнер, которая успела все

Сегодня Google посвятили дудл (тематический логотип-заставку) дню рождения японского графического дизайнера и художника по костюмам Эйко Исиоки. «Оскар», «Грэмми», две номинации на «Тони» — рассказываем, почему слово «великая» не кажется преувеличением рядом с ее именем.
Reading time 1 minutes
20 лет в рекламе

Отец Эйко — графический дизайнер, так что решению дочери пойти учиться в Токийский университет искусств никто в семье особенно не удивился. Хотя для Японии 50-х годов это было необычно: большинство женщин, как и мать Эйко, становились домохозяйками. Отец рассчитывал, что дочь будет заниматься куклами, туфлями или косметикой, но Эйко хватило ненадолго. По окончании университета она пару лет проработала в рекламном отделе Shiseido, после чего ушла снимать сюрреалистические рекламные ролики и брошюры для сетевого универмага Parco. Выглядело это примерно так: в черной-черной комнате в черном-черном платье сидит звезда фильма «Бонни и Клайд» Фэй Данауэй и чистит белое-белое яйцо. В финале выплывает логотип Parco. «Это на грани забавного и серьезного, феминного и маскулинного, художественного и коммерческого», — объясняла Эйко. 

Фэй Данауэй для Parco

Эйко будет задавать неудобные вопросы и оставлять их без ответа. Например, придумает рекламную кампанию Parco 1979 года «Может ли Запад носить Восток?». В качестве иллюстрации — портрет все той же Данауэй в полный рост в серебристом кимоно от Issey Miyake с широко разведенными в сторону руками, а рядом — две японские девочки в красных платьях. «Эйко не хотела быть амбассадором Востока или Запада. Она хотела стать посланником нового мира — планеты Эйко. И у нее все получилось», — сказал режиссер Тарсем Сингх, который работал с ней над несколькими фильмами.

Графический дизайн

«Один очень талантливый дизайнер однажды сказал мне, что я многого добилась в профессии только потому, что я женщина. Это меня очень разозлило», — рассказала в одном из интервью Эйко. Она ушла с поста главы креативного отдела Parco, чтобы открыть свое агентство и заняться тем, что считала действительно важным, — выставкой Лени Рифеншталь и антивоенными плакатами. Кто бы мог подумать, что совсем скоро она с головой уйдет в кино. Прелюдией стала работа над плакатом для японского релиза драмы «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы.

Голливуд

Свой «Оскар» Эйко получила за костюмы к «Дракуле» Френсиса Форда Копполы. В интервью она описывала картину как «классическую легенду глазами людей, объевшихся кислоты». Костюмы она придумала соответствующие: викторианские фасоны, футуристические детали, богатые ткани. Каждый образ как ремарка к психологическому состоянию героя: вместо классической черной мантии Дракула носит алую, символизирующую жажду крови, а герой Тома Уэйтса в психбольнице носит серый костюм и напоминает в нем кафкианское насекомое. «Когда делаешь фильм, в результате всегда получаешь не то, что хочешь, а лишь несколько процентов от желаемого. Но с Эйко все по-другому, она добивается в точности того, чего хочет», — рассказал Коппола о съемочном процессе.

Также в портфолио Эйко: костюмы для биографической ленты «Мисима: Жизнь в четырёх главах»,  фильмов «Клетка», «Запределье», «Война богов: Бессмертные». Говорят, что Дженнифер Лопес на съемках «Клетки», где ей досталась роль сексуальной игрушки, очень жаловалась на неудобный металлический воротник. На что Эйко ей сказала: «Я не буду его менять, ты должна чувствовать, что тебя пытают».

Спортивная форма и сценические костюмы

Go global — кажется, так мог бы звучать слоган к биографическому фильму об Эйко. Для того чтобы дать понять, насколько масштабны были ее профессиональные амбиции и успехи, достаточно упомянуть, что она создавала форму сначала для нескольких олимпийских сборных (шведской, канадской, японской и испанской), а потом и костюмы для всей торжественной церемонии открытия Олимпийских игр в Пекине. Ей нравилось работать со сложными проектами, поэтому она с энтузиазмом бралась за костюмы для труппы Cirque du Soleil, вагнеровского цикла «Золотое кольцо» в Dutch Opera и даже бродвейского мюзикла «Человек-паук: Выключи темноту» (да, такой есть). Ее декадентское видение было близко Бьорк и Грейс Джонс — она шила костюмы для их концертных туров и режиссировала им клипы. Друзья Эйко шутили, что у нее только два режима: «полный вперед» и «выкл.».

И это похоже на правду. Так, костюмы для фильма «Белоснежка: Месть гномов» она создавала прямо во время прохождения курса химиотерапии, а за несколько недель до смерти успела обручиться со своей большой любовью, сценаристом Нико Султанакисом.

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ