Как не заложить душу в сезон распродаж
Мода

Как не заложить душу в сезон распродаж

Вокруг редакторов глянцевых журналов всегда уйма красивых вещей, а денег в кошельке — на все не хватит. Делимся своими секретами (открытыми с горьким опытом), как не пропасть в сезон распродаж, и почему вам не нужно двадцатое пальто.
Reading time 36 seconds

Вам не нужно столько вещей. После Нового года у любого уважающего себя человека уже должно было наступить шопинг-похмелье минимум на месяц — но я, на всякий случай, повторю очевидную мысль. Вам не нужно столько вещей. Даже недорогих. Даже с большой и приятной скидкой. Простите автора этой статьи за то, что иногда в нем просыпается агрессивная левачка, — но сейчас я скажу вам очень левацкую по сути своей вещь: фэшн-индустрия для того и существует, чтобы пытаться продать вам как можно больше, и этому иногда неплохо было бы сопротивляться (или хотя бы в ходе шопинга включать голову). Примерно девяноста девяти процентам того, что вам продают, нет места ни в вашем гардеробе, ни в вашей ванной, и даже на ваших антресолях. Думая об этом, я вспоминаю книжку журналистки Элизабет Клайн, уже чуть ли не классическую. Называется она сложно, рассказывает об очень простом. Overdressed: the shockingly high cost of cheap fashion. Речь в ней — о том, насколько дорого обходится изобилие одежды, даже и доставшейся вам сравнительно дешево, — неношеный массмаркет оседает на свалках, потом транспортируется в Африку или разлагается, а мелкие, казалось бы, необязательные траты на милое велюровое платье ярко-розового цвета или недорогие подарки к Дню святого Валентина бьют по вашему кошельку сильнее, чем одна крупная, запланированная. Подозреваю, что с этими самыми велюровыми платьицами, смешными шубками из акрилового искусственного меха и красными туфлями мэри-джейн, которые в российских широтах окажутся надеты максимум три-четыре раза, действует та же схема, которую называют «принципом латте». Объясню, как он работает: мелкие, необязательные траты, дающие сиюминутное удовольствие от покупки, складываются в траты крупные. 

Условный трехдолларовый латте из «Старбакса» каждый день — это полторы тысячи долларов в год. И с милыми трендовыми двадцатидолларовыми платьями из псевдобархата, которые вы наденете на одну домашнюю вечеринку и один рейв и потом забудете, как страшный сон, все работает примерно так же.

И это мы сейчас говорим только о покупках, кажущихся вам незначительными, — они могут идти и без скидки. А вот скидки — и особенно сезоны распродаж — дают модному ретейлу огромное количество возможностей вами манипулировать на более высоком уровне. Скидочный сезон, к примеру, если вы не заметили, всегда имеет очень четкие временные рамки — и это всячески подчеркивается. За неделю-две до него соцсети бренда ощетиниваются объявлениями о распродаже — «не упустите, только эту неделю» (три дня, день, пять дней). Ну казалось бы, распродажа и распродажа. Три дня — так три дня. Но чувство, что время на выгодные покупки ограничено, вызывает у покупателя легкое чувство вины (это не я придумала, это бихевиоральная экономика). Добавьте сюда то, что американцы называют fear of missing out — «страх упустить выгоду». Тоже вполне себе понятный социальный феномен эпохи наших десятых: когда вас со всех сторон и из всех соцсетей бомбардируют таким количеством информации и возможностей, приходится выбирать. 

Вы не можете быть в пяти местах одновременно, а кошелек ваш не настолько бездонен, чтобы хватило на пять мегасейлов, — и вас закономерно начинает терзать чувство вины: «а то ли я выбираю?..» Совершенно не важно, что «выгода» условна. Так, недавно я всерьез поймала себя на мысли, что: а) должна записаться на распродажу ботфортов в пайетках с нецензурными надписями от молодого бренда Discount Universe и б) должна купить винтажное черное пальто Calvin Klein из девяностых, явно рассчитанное на рост в метр восемьдесят при моих 162 см.

Ну а что, вместо 500 долларов оно на тот момент стоило уже 120, и хозяйка магазина обещала, что все, не проданное на распродаже, исчезнет навсегда. Пальто мне было жалко. Хотелось, чтобы оно как-то избежало участи «так не доставайся же никому».

И если предвкушение покупки скорее связано с этим самым чувством вины — «если не куплю, то что-то потеряю», — то сам факт покупки по кажущейся выгодной скидке работает прямо на самооценку. Это тоже бихевиоральная экономика, да. Теория, опять же, проверенная автором этой колонки на практике: автор прекрасно помнит, с каким удовольствием и ложной скромностью на вопросы друзей или коллег о новой вещи отвечала: «Да это за двести баксов, я просто вовремя». А потом понимала, что надела находку от силы раза три-четыре, а то и вовсе не надела — заказала в интернете, а в груди супервещь катастрофически не села.

Как с этим бороться? Сами по себе распродажи — не такая уж плохая штука. Но очень опасная. Худшее, что вы можете сделать, — повестись на ощущение, что время поджимает, и внушить себе, что вещь вам необходима. Помогает еще, кстати, присматривать конкретные нужные вам куртки, пальто или туфли еще до сезона скидок и во время сейла караулить именно их. А можно и подробно расписать, что именно вам нужно и потом не отклоняться от плана. Для некоторых — работает. Садится в груди.

Текст: Ирина Щербакова

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ