Мода

Гарлемский шик: что самый криминальный район Нью-Йорка дал модной индустрии

Вика Дядькина
09.08.2017
Недавно наметилась любопытная тенденция: медиа вновь с энтузиазмом заговорили обо всем «гарлемском» относительно моды и стиля. И это только начало. Пожалуй, у гангстеров 80-х из северного Манхэттена и охотников за рюкзаками Supreme × Louis Vuitton гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд.
Harlem World

«Вы ведь знаете, что его называют гарлемским миром? И это не просто так. Там все идет своим чередом, время будто обходит Гарлем стороной», — рассказывает рэпер A$AP Rocky, выросший в знаменитом афроамериканском районе Нью-Йорка на севере Манхэттена. Долгое время Гарлем действительно оставался в своеобразной изоляции — во многом из-за высокого уровня преступности и безработицы. В этом замкнутом обществе расцвели таланты Тупака и Дидди, а вместе с ними логомания и возведенная в квадрат любовь к роскоши. Не последним человеком, который приложил к этому руку, стал портной Дэниэл Дэй, больше известный как Дэппер Дэн. Сейчас ему за 70, его культовый бутик, в котором одевались в 80-е наркодилеры, гангстеры, рэперы и атлеты, закрылся больше 25 лет назад. И тем не менее его имя стало с завидной частотой вновь появляться в медиапространстве. Что произошло?

Трейлер фильма Fresh Dressed о стиле рэперов
Gucci: плагиат или цитата

Виной тому Алессандро Микеле. В последнюю круизную коллекцию Gucci он включил почти точную копию меховой куртки c объемными рукавами, которую в 1988-м Дэппер Дэн сшил для олимпийской чемпионки по женской атлетике Дианы Диксон. Единственное принципиальное отличие: на рукавах были напечатаны логотипы Gucci, а не Louis Vuitton. Медиа поспешили заподозрить Микеле в плагиате, меж тем Дэппер Дэн вскользь обмолвился, что Gucci с ним предварительно связывались. После этого скандала гарлемского портного, заработавшего состояние на поддельных вещах от известных брендов, пригласили курировать шоу VFiles, а Нью-Йоркский музей современного искусства (MoMA) пообещал включить его работы в экспозицию Items.

 

 

«Он показал блюстителям всего аутентичного мощные возможности творческого заимствования. Доказал, что новую жизнь в примелькавшиеся логотипы может вдохнуть то, что изначально считалось незаконным», — прокомментировала Паола Антонелли, одна из кураторов музея.

w.jpg
Дэппер Дэн VS современность

В 80-е в бутик Дэппера Дэна приходили за вещами по мотивам оригиналов от Gucci, Louis Vuitton и Bally. Гарлемский портной первым придумал перекупать брендированные сумки и разрезать их на воротники и манжеты, чтобы удовлетворить жажду своих клиентов в статусных вещах. Если требовалось покрыть логотипами все пальто, то сумки уже не годились, логотипы просто печатали на отрезах кожи. Ничего не напоминает? В 2017-м логомания  снова набирает обороты, и уже сами модные дома активно этим пользуются. Скрещенные буквы CC превратились в своеобразный фетиш, а за носками с фирменными красно-зелеными полосками Gucci выстраивается очередь.

 

 

 

 

Вот только основными клиентами Дэппера Дэна были отнюдь не тонкие ценители иронии в моде, а рэперы, гангстеры и наркодилеры, разбогатевшие на продаже кокаина. Незаконно добытые деньги было опасно куда-то вкладывать, так что они тратили их на свой внешний вид. «Это была роскошь на стероидах. Не нужно было никому объяснять, что куртка стоит десять тысяч долларов. Потому что она выглядела на все свои десять тысяч», — вспоминает стилист Джейн Амброуз. Да, вещи от Дэппера Дэна стоили столько же, сколько оригиналы. Сейчас по похожему пути решили пойти Supreme × Louis Vuitton, предлагающие красный чемодан с монограммами за $68,5 тысячи (ровно в два раза больше, чем просят за аналогичную модель из основной линии Louis Vuitton).

Остается вопрос: почему люди, которые могли позволить себе оригиналы Fendi и Louis Vuitton, шли за «кастомизированными» вариантами Дэппера Дэна? Майк Тайсон, постоянный клиент гарлемского портного в 80-е, однажды пожаловался: «Они просто не думают о таких больших черных мужиках, как я». Так что косвенно Дэппер Дэн имеет отношение еще и к заметному расширению размерной сетки модных домов — его клиенты (в том числе известные музыканты и спортсмены) заявили о своей финансовой состоятельности, отшивая за десятки тысяч долларов поддельные плащи Gucci, так что модным домам пришлось приспособиться под их запросы.

j.jpg
Стиль рэперов как продукт на импорт

Дэппер Дэн не только подсказал маркетинговые ходы крупным брендам. Его стараниями у рэперов из Гарлема появился узнаваемый стиль, который вышел далеко за пределы района: дутые брендированные куртки (с двойными карманами, чтобы можно было спрятать марихуану), пальто с мехом не только внутри, но и снаружи и логотипы вообще везде. С тех пор он несколько раз видоизменялся, но сохранил за собой статус культурного феномена.

 

 

 

Сейчас такие вещи носит далеко не только A$AP Rocky и его соседи по блоку — стиль рэперов стал таким же продуктом на экспорт, как и необъяснимый французский шик или шведский минимализм. Тем временем сами рэперы переросли статус клиентов и стали почетными гостями модных показов и лицами модных домов: A$AP Rocky для Dior Homme, Тревис Скотт для Saint Laurent, Фаррелл Уильямс для Chanel. Вот только аккуратно обращаться с субкультурным наследием получается не у всех — Марку Джейкобсу на днях опять пришлось извиняться за дреды на весенне-летнем показе. Интересно, что об этом случае думает Дэппер Дэн, гуру уместного цитирования.

Поделиться

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ