Мода

«Поясни за шмот»: что надеть девушке на футбольный матч?

«Поясни за шмот» — именно так звучит самая популярная претензия футбольных фанатов к стилю товарища. Фэшн-правил у кэжуалов столько, что легко запутаться. И еще сложнее сориентироваться в них женщине — что вообще носить на трибуну и как? Противоположных мнений — масса. Мы же анализируем.
Reading time 1 minutes

Когда автору этой статьи было четырнадцать, в школе у нее вдруг назрел один, если так можно выразиться, стритстайл-тренд. Мужская половина восьмых «А» и «Б» (а следом за ними  «В» и «Г») вдруг осознала себя футбольными фанатами — и экипировка им понадобилась соответствующая. Так учебники по русскому, физике и биологии были переложены из рюкзаков в нечто более подходящее приличному кэжуалу: черно-белые почтальонки Fred Perry из скверного кожзама. В восьмом «А» эта несчастная почтальонка Fred Perry и вовсе стала маркером мужской крутизны и маскулинности, как и вопли «Спартак» на перемене. И знаете что? От этого орущего, разряженного братства юных бабуинов так и веяло крутизной. Той, которая девочкам совершенно не была доступна (во всяком случае, нам на это намекали). И к которой тем не менее ужасно хотелось приобщиться.


У мужского населения школы сложился закрытый клуб — со своим стилем, правилами, ценностями, объектами, возведенными в статус культовых, — а у нас этого клуба по какой-то причине не было. Так я и купила первую вещь Fred Perry в своей жизни — да, такую же дерматиновую сумку с ремнем через плечо, как у всех, только в расцветке чуть посмелее: черно-оранжевой. Это давало сладкое чувство принадлежности к новому кругу: и вот ты уже не такая, как другие девчонки, и вот ты даже говоришь с мальчиками на понятном им языке, ты своя, еще чуть-чуть — и даже в футболе начнешь разбираться. На более смелые стилистические решения вроде поло Lacoste я переходить не стала, а сумку через год благополучно испортила, сунув туда в жару пачку шоколадных шариков, — но тем не менее воспоминания остались. И все они крутятся, как те шарики, вокруг одного чувства: желания, чтобы парни приняли тебя уже наконец в клуб и официально признали «своей».

 

 

 

Мой случай — далеко не единственный. «В год первого пикника "Афиши", — рассказывает редактор нашего отдела моды Татьяна Семенькова, — я купила такую же дерматиновую сумку, только Lambretta. В тусовке — среди тех, кто любил брит-поп, Oasis там, Blur, — околофутбольные бренды очень котировались. И там же был один товарищ, который мне очень нравился — так что хотелось показать ему, что и я в теме. У меня были мартена (ботинки Doc Marten's. — L’Officiel) и значок Fred Perry. Его, кстати, потом украли. Причем из всех трех моих значков пропал только Fred Perry — так что тот, кто его слямзил, явно разбирался в моде».

На фото: рекламная кампания Fred Perry

 

Что думали сами мужчины о нашем желании приобщиться — вопрос неясный. Как и в случае с любым развлечением, за которым закрепился ярлык «мужского», тут всегда были (и сейчас есть) недовольные. Пуристы, если так можно выразиться, уверенные в том, что на женщине «кэжуальные» бренды и классически «кэжуальные» вещи в любом виде смотрятся, с позволения сказать, зашкварно, даже если речь о теплой куртке Stone Island, выбранной по чисто практическим соображениям, из желания не мерзнуть в адовенькую русскую зиму. По этим же соображениям английские футбольные фанаты полюбили в свое время носить «стоник» на холодные стадионы — но кого это волнует? Женщина не должна — и все тут, хоть тресни. Ни патчей с компасом, ни шарфов с символикой любимого ФК. Такой подход попахивает сексизмом — он недалеко ушел от разделения игрушек по примитивному принципу «куклы для девочек, машинки для мальчиков».

 

Лукбук Paul & Yakov

Но есть и другая крайность, которая кажется не менее сексистской, — фетишизация девушек в «фанатском». Забейте в поисковик простые слова: football casual wear for women — и вам, скорее всего, он выдаст целый архив картинок на Pinterest, с которых хитро смотрят девушки с алой помадой, ретроукладкой, татуировками по локоть, в обтягивающих поло Fred Perry, затянутые в клетчатую шерстяную юбку-карандаш. Все это сопровождается действительно странными хештегами вроде skinhead girl и к стилю кэжуал имеет ровно такое же отношение, как модель в костюме принцессы Леи на фестивале «Комик-Кон» — к действительному фан-сообществу «Звездных войн». Или, если выбрать аналогию совсем попроще, — как очкастая и грудастая учительница математики из порнофильма к реальным выпускникам и выпускницам мехмата. То есть мужчины умиляются тому, что нацепили на девушку немного максимально узнаваемой атрибутики. Это развлечение не для самой девушки — а для тех, кто хочет посмотреть на эту самую девушку в картонных, совершенно условных тематических декорациях. «Ну а что, красиво же!»

 

Впрочем, есть и мужчины, занимающие наиболее адекватную позицию: все могут носить всё, лишь бы знали и соблюдали правила кэжуального стиля. Хайп и зашквар едины для всех полов — и зашквариться может каждый. Никогда не забуду, как молодой человек инструктировал меня по одежде к матчу «Спартака» с ЦСКА: джинсы надо правильно подрезать, кроссовки должны быть белые, если нет «стоника», надеть можно неприметную черную куртку Prada — чтобы логотип присутствовал, но в глаза не бросался. Судя по тому, что на ледяных трибунах «Открытия Арены» ко мне никто не подошел с вежливой просьбой «пояснить за шмот», инструкция по превращению в кэжуала (кэжуалочку?) была соблюдена без особых косяков.

На фото: лукбук Paul & Yakov

 

Вот только тут важно уточнить одну вещь: соблюдение правил определенного стиля вовсе не обязательно значит, что вы пытаетесь понравиться мужчинам. Помощь и советы — да, замечательно, но «понравиться» тут не самоцель. Тем, кому уже не четырнадцать и не семнадцать, стоит понимать: вообще любая мысль одеться, чтобы «одобрили», как и одеться, чтобы «пустили в мужской клуб», — в корне порочна. Чтобы быть в теме, вам совершенно не обязательно снисходительное мужское «девочка, а шарит» — даже если речь о настолько гипермаскулинной культуре, такой, как околофутбольная. Да, и давайте признаем, инвестиции в размере 80–100 000 рублей в конкретный «стоник», сделанные с одной лишь целью впечатлить мужчину, — сомнительная идея. Слишком накладно. Единственная здоровая мотивация для покупки «стоника» — практическая и эстетическая. Проще говоря: «мне так тепло» и «мне так нравится, это классная парка».

Фото: Владислав Зорин для универмага «Цветной»

Всю статью мы проговорили о тех, кто совсем недавно заинтересовался возникшей вокруг футбола культурой — или просто поглядывает на нее со стороны. Но интересно и то, что думают женщины, по футболу фанатевшие всю сознательную жизнь, до появления слова «кэжуал» в русском языке. Они часто смотрят на все эти сложные правила, необходимость «пояснять за шмот» и тонкие грани между «правильным» дресс-кодом и зашкваром крайне спокойно. Или вовсе со здоровой долей иронии — в конце-то концов, это просто одежда и на футбол ты идешь смотреть игру и болеть за любимую команду, а не красоваться. «Да все классно на трибуне! — рассуждает Наталья Туровникова, стилистка и давняя фанатка ЦСКА. — Просто не стоит относиться к этому слишком серьезно, правда. Я люблю "фанатскую" тему, но очень не люблю все эти законы». Тоже позиция.

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ