Мода

Попкорн, фастфуд и лобстеры: модная индустрия одержима едой. Почему?

Директор раздела «Культура» журнала L’ Officiel Ирина Щербакова обожает и есть, и готовить — но даже ее смущает растущая одержимость модной индустрии всем съедобным. Сумки-торты, подиумы с попкорном, кулинарный фэшн-глянец — откуда вдруг все это эпикурейство в моде, которую обычно винят в пропаганде расстройств пищевого поведения? Попробуем же понять.
Reading time 35 seconds

У инстаграма @rommydebommy на данный момент двадцать семь тысяч подписчиков. Его хозяйка, голландская художница, делает сумки в виде румяного багета, противня с шоколадным печеньем, торта с ягодами, бельгийской вафли (клубничной или щедро присыпанной M&Ms), американского яблочного пирога, гигантского пончика и вообще чего только не. Клатчи-эскимо, торбочки в виде рожка мороженого, сделанная по спецзаказу для клиентки из Дубая квадратная сумка в виде коробки с китайской лапшой. С тем, что в моде нынче зовут «хорошим вкусом», это не имеет совершенно ничего общего — в конце-то концов, довольно сложно сделать минималистичный рюкзак-круассан.

Но сам по себе просмотр инстаграм-витрины завораживает: чем дольше вглядываешься в бездну из искусственной клубники и нарисованной шоколадной крошки, чем внимательнее листаешь комментарии, полные умиления, какого не бывает ни под одним кулинарным видео на Buzzfeed, тем больше понимаешь про культуру, в которой мы все живем прямо сейчас. То бишь культуру еды — сакрализации еды, эстетизации еды и даже, простите, умиления едой. Реакция пользователей инстаграма на носибельный муляж острого чикенбургера такая, что, не зная, о чем речь, вы подумали бы о видео с котятами, щенятами, утятами и розовым глазастым детенышем аксолотля одновременно. Кроссовки из коллаборации Saucony с Dunkin' Donuts — да, с пончиком на пятке — раскупили моментально, не успели они только выйти. Есть и сильно более «люксовые» примеры. Приглашения на недавний показ Calvin Klein и вовсе были в виде пакетов с попкорном — и сквозь такой же попкорн, будто бы сквозь снега, ковыляли модели по подиуму. На показе Raf Simons фрукты, вино и буханки свежего хлеба были расставлены у подиума в лучших традициях фламандской живописи. Да что уж там, даже в скромном официальном инстаграме Céline временами мелькают посты с чем-то вроде традиционного сицилийского пирожного с вишенкой. А Карли Клосс, Крисси Тейген, Гаранс Доре, Хлоя Севиньи и София Коппола снимаются для независимого издания Cherry Bombe, концепция которого очень проста — красивые и стильные женщины рассказывают о вкусной и не обязательно здоровой пище. Выбор героев, как вы понимаете, не совсем типичный для кулинарного журнала — скорее похоже на фэшн-глянец уровнем повыше, если представить подобный.

Нельзя сказать, что мода впервые вспомнила о существовании еды — в конце-то концов, Эльза Скиапарелли еще в тридцатые сделала платье с лобстером на подоле, а Сальвадор Дали даже предлагал размазать по лобстеру настоящий майонез для пущей эффектности. Но именно сейчас еда как никогда в моде, и у такого взаимопроникновения есть причины. Зарубежные фэшн-критики, пытаясь проанализировать этот феномен, пишут, что в 2010-е еда стала статус-символом, но это все-таки не совсем правдиво. Статус-символом она была всегда: при дворе Людовика XIV тяжелейшим люксом считался горошек, а в те же тридцатые лобстер был сильно более доступен Скиапарелли, чем средней парижанке. Другое дело, что выбор пищи во времена, когда фото завтрака в инстаграме собирает больше лайков, чем рабочее селфи, стал одним из способов самовыражения — наравне с выбором одежды. Белое платье со скромными туфлями без каблука или ботфорты с безразмерным худи? Яйцо пашот на тосте с авокадо или буррито из мексиканской едальни поблизости? Завтрак с пашотом и «правильным» кофе, понятное дело, обойдется сильно дешевле, чем тотал-лук Céline. Но речь по-прежнему идет о выборе того, что именно вам сегодня демонстративно потреблять в рамках эстетики, которой вы хотите придерживаться.
 

Даже тренды  в моде и еде возникают похожим образом. Очереди за кронатом (гибридом круассана и пончика) пять лет назад один в один напоминали хвост за релизом кроссовок Yeezy двухлетней давности — или на нынешние, за мастхэвами Off-White. Кронат, помнится, продавали по цене раз в пять выше, чем в придумавшей его нью-йоркской пекарне, а самые отчаявшиеся гурманы предлагали расплатиться за чудо-пончик натурой — ничего не напоминает?

И наконец, еще одна причина появления сумок с вафлями, подиумов из попкорна и чехлов для телефона в виде картошки фри — ностальгическая. Модная ностальгия сейчас — это не только принты с культовым кино восьмидесятых и девяностых. Это все, что у дизайнера вызывает приятные воспоминания — и ассоциируется с возрастом, когда он еще ни за что не отвечал, не проводил Парижскую неделю моды в состоянии жестокой бессонницы, не глотал успокоительное, чтобы сохранить нервы, не завтракал детокс-соками в попытке сохранить фигуру. Наворачивал, в конце концов, мороженое Ben & Jerry's без чувства вины. Да и не только мороженое — любой фастфуд из детства тут может стать источником вдохновения. Ностальгия, она, как ни крути, про эмоции. Как, собственно, и еда. И мода.

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ