Мода

От Людовика XIV до коллекций весна–лето 2018: таймлайн перьев в моде

Это снова случилось — перья вернулись на мировые подиумы. Рассказываем, как менялось их восприятие в обществе на протяжении нескольких веков.
Reading time 3 minutes

«Люди надевали костюмы птиц еще в каменном веке. История моды начинается с перьев», — однажды очень точно заметил автор The New Yorker Беркхард Билджер. Одно уточнение: в древние времена у египтян, ацтеков и майя они были частью ритуального облачения, в то время как в контексте моды историки начинают их рассматривать только с XVII века. Так что мы тоже будем ориентироваться на правление Людовика XIV в качестве отправной точки для таймлайна.

«Две молодые девушки из Новой Гвинеи с перьями», Ирвин Пенн (1990)

Вторая половина XVII века

 

 

Во время правления Людовика XIV французская манера одеваться стала образцом для остальных европейских стран. Местная аристократия в это время начинает сходить с ума по перьям: страусиные привозят из Алжира, Туниса, Египта и Мадагаскара, перья цапли — из Германии и Турции. Естественно, такие опции были доступны исключительно для высших слоев общества.

Работа Пьера Миньяра «Молодая девушка в огромной шляпе с перьями»

Элтон Джон отмечает 50-летие в костюме Людовика XIV

XVIII век

 

 

 

Интерес к перьям только растет. Мария-Антуанетта вводит моду на очень (очень) высокие шляпки с перьями — иногда в высоту они достигали метра. «В движениях дамы с таким головным убором на голове нет и не может быть никакой грации. Когда они танцуют, им приходится наклоняться, будто бы они проходят под канделябром», — написал в дневнике граф де Воблан.

Портрет Марии-Антуанетты авторства Жана-Батиста-Андре Готье-Даготи 

 

Gif: Кирстен Данст в образе Марии-Антуанетты (2006)

Норма Ширер в роли Марии-Антуанетты (1938)

XIX век

Муфты и шляпки с перьями стали чем-то вроде маст-хэва не только в Европе, но и в США. Фрэнк Чапмен, орнитолог Американского музея естественной истории, провел независимое исследование, результатом которого стали следующие цифры: из 700 шляпок жительниц Нью-Йорка 542 были декорированы перьями или чучелами птиц. Американское орнитологическое общество, в свою очередь, подсчитало, что ради моды ежегодно убивают по пять миллионов особей — из Бирмы, Малайзии, Китая, Новой Зеландии, Австралии и Европы. Считалось, что чем экзотичнее перо на шляпе, тем выше статус его владелицы.

На фото: актриса Лилиан Рассел (1898)

Фанфэкт: чучела птиц для шляп стоили дешевле перьев.

Начало XX века

 

 

 

Результатом повальной моды на перья и принципа «чем больше, тем лучше» стало вымирание сразу нескольких видов птиц. В 1906 году Александра, королева Великобритании, распорядилась избавиться ото всех своих шляпок с перьями, чтобы не подавать примера остальным (в 1918 году США и Канада приняли первый закон подобного плана, запрещающий охоту на мигрирующих птиц в любое время года, кроме специально отведенных для этого  трех с половиной месяцев в году).

 

Фото: страница из парижского каталога (1900)

1910-е

Мода на гротескный декор еще никуда не ушла, но Габриэль Шанель в своей мастерской на рю Камбон делает уже нечто альтернативное. Вместо объемного плюмажа — одно объемное перо.

Перья экзотических птиц тем временем стали вторым по стоимости (после бриллиантов) товаром, который продавался на вес. В качестве иллюстрации их ценности: наравне с драгоценными украшениями, утонувшими вместе с «Титаником», упоминаются 40 кейсов с перьями. Современные эксперты считают, что по сегодняшним меркам они бы стоили $2,3 миллиона.

Кадр из фильма «Коко до Шанель» (2009)

1920-е

 

 

 

 

1920-е — пик популярности бурлеска. Танцовщицы носят платья с юбками из перьев попугаев, боа и огромные вееры. Почему перья? Потому что их естественные движения задавали динамику танцу.

Танцовщица бурлеска (1920-е)

Вторая половина 1940-х

 

 

 

В послевоенное время по понятным причинам интерес к перьям поугас, но не у всех. Была группа энтузиастов, увлеченно декорировавшая все подряд перьями домашних индееек и куриц. Главное имя здесь — Барбара Ор Эрхарт. На ее свадьбе в 1948 году все дамы были одеты в индюшачьи перья.

1950-е

 

 

 

На постоянной основе, как это было раньше, перья не носил уже почти никто. В это время перья стали ассоциироваться с гламуром золотого века Голливуда. Его квинтэссенция — пальто из лебединых перьев Марлен Дитрих c полутораметровым шлейфом авторства Жана Луи, в котором она впервые появилась в холле отеля «Сандс» в Лас-Вегасе. На него ушли перья 300 лебедей.

Вместе с тем экспериментируют Кристобаль Баленсиага и Кристиан Диор — в основном они используют их в качестве альтернативы меховому воротнику (но не только). Андре Лемари, один из самых знаменитых мастеров в этой области, вспоминает, что Баленсиага особенно любил плоские перья, с помощью которых можно было создать имитацию шелковистой ткани.

Модель позирует в вещах Жака Фата

1960-е

 

 

 

В клубе любителей перьев появляется еще одно важное имя — Ив Сен-Лоран. Впервые он проявляет к ним серьезный интерес в 1961 году, когда знакомится с танцовщицей Зизи Жанмер и делает для нее сценический костюм. Он видит параллели между образом птицы и женщиной, которые будет развивать в своих дальнейших коллекциях (вплоть до самых последних).

На фото: Зизи Жанмер в костюме, сделанном по эскизу Ива Сен-Лорана

 

Также в 1960-е выходят последние фильмы (среди них «Завтрак у Тиффани» и «Восемь с половиной»), где к главным героиням допустимо применять эпитет «гламурная» без намека на иронию. Естественно, почти все они носят перья.

 

1970-е

 

 

 

 

Боа из перьев, особенно популярные в 20-е, стали носить андрогинные герои глэм-рок-сцены и Дэвид Боуи (особенно Дэвид Боуи). В эту декаду перья впервые не способ показать свой статус, а инструмент для борьбы со стигматизированным представлением о «нормальности».

Шер (1972)

1990-е

 

В декаду всего гротескного сразу несколько дизайнеров начинают активно работать с перьями. Из самых важных имен: Джон Гальяно, Александр Маккуин и Анн Демельмейстер. Интересно, что их волнуют абсолютно разные вещи. Гальяно — в основном фантазии на тему наследия Кристиана Диора и интерпретации традиционных восточных костюмов и головных уборов индейцев. Демельмейстер говорит в интервью, что перья ее всегда влекли «поэзией обыденности»: перед своим первым шоу в Париже в 1992 году она даже положила по обычному голубиному перу на все кресла для гостей.

На фото: Ann Demeulemeester (1992)

John Galliano весна–лето 1993

Маккуин говорил, что ему нравились «цвета и графика хищных птиц». Он использовал перья почти во всех своих коллекциях — например, их можно заметить (если очень захотеть) на весенне-летнем шоу 1995 года, посвященном хичкоковскому триллеру «Птицы», и на осенне-зимнем 1997 года. Апогея история с птицами достигнет в 2009 году, когда на подиум выйдет модель в образе ворона — этот костюм потом будет экспонироваться в Институте костюма Метрополитен-музея в рамках посмертной выставки Savage Beauty.

Alexander McQueen (2009)

2000-е

 

 

 

Вне зависимости от тенденций из сезона в сезон с перьями увлеченно работал Рикардо Тиши в Givenchy (сейчас его платьев на красных дорожках очень не хватает). Также в ключе вечерних и коктейльных нарядов с перьями экспериментируют Valentino, Alberta Ferretti, Oscar de la Renta и Chanel.

На фото: Chanel Haute Couture весна–лето 2006

Givenchy осень–зима 2009

2017/2018

Nina Ricci, Saint Laurent и Ann Demeulemeester — лишь несколько имен из списка брендов, включивших перья в свои весенне-летние коллекции. Есть все шансы, что они заменят пайетки (которые, впрочем, пока тоже не сдают позиций).

 

 

На фото: Saint Laurent весна–лето 2018

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ