Мода

Почему универсальной размерной сетки не существует

Выяснили, почему восьмой американский размер времен Твигги равен современному второму и как найти одежду по размеру (спойлер: шить в ателье).
Reading time 35 seconds

Вот немножко того, что называют историей моды: если бы в двадцатые годы вам взбрело в голову уточнить, S ли вот это вот расшитое флэпперское платье и шуба с модным песцовым воротником или M, — вас бы как минимум не поняли. Те, кто мог себе это позволить, заказывали одежду по собственным меркам у прикормленной портнихи или в модных домах, те же, кто не мог, — шили дома, сами. В той же Америке попытки придумать некую единую и для вечернего наряда, и для скромного халатика из шенили систему размеров пошли как раз с тридцатых, с Великой депрессии: население беднело, готовое магазинное платье стремительно вытесняло пошитое по заказу. Размеры, правда, основывались только на объемах груди — варианты, когда при гордой «единичке» у вас широкие бедра, не учитывались. В сороковых женщин начали массово обмерять: захотели выяснить, какая же она, средняя американка. Американки, средние и не очень, кокетничали, сопротивлялись, да и вообще отказывались сообщать точные объемы талии — стыдно. Так исследование затянулось, и в итоге размеры одежды в привычном нам виде появились разве что к концу пятидесятых — началу шестидесятых. И с тех пор мутировали несколько раз: цифры занижали, чтобы польстить клиенткам, плюс-сайз отказывались шить — не комильфо. Попробуем же объяснить вам, чем французский 38-й времен живого Сен-Лорана отличается от нынешнего и почему S от интеллектуального бренда — не то же самое, что S от молодежного масс-маркета. И как с этим жить...

Vanity sizing: что это такое

Vanity — по-английски «гордыня». А vanity sizing — это печальная реальность любой покупательницы одежды. Так, в шестидесятых американского второго размера не существовало в природе: даже модель Твигги носила восьмой. Теперь же обладательницам восьмого сердобольная фэшн-общественность рекомендует перейти на карательный режим питания, состоящий из чиа-пудинга со спирулиной и детокс-чая. Чтобы как раз дохудеть до желанного второго. Как так вышло? Начиная с восьмидесятых цифры на этикетках пиджаков и брюк все сокращались — притом что реальный размер-то не менялся. Делалось это для того, чтобы польстить клиенткам: «Нет-нет, милочка, вы влезете в тридцать шестой и после недели питания в Caviar Kaspia!» Эта размерная чехарда и остается довольно хитрым способом манипулировать клиентками: высока вероятность, что женщина купит брюки там, где будет указан меньший размер, — просто чтобы не чувствовать себя толстой.

И немного люкса

Эксперимент: закройте глаза и попытайтесь представить себе переливчатые скинни и шелковый пиджак Haider Ackermann хоть на ком-либо больше XS. Не получилось? То-то и оно — в большинстве случаев одежда с ключевых для индустрии показов PFW просто не рассчитана. Более традиционно «нарядные» бренды тоже не отстают — и все уменьшают и уменьшают объемы средней воображаемой покупательницы. Единой системы тут нет — каждый действует в меру своих представлений о женской красоте. У демократичных брендов они, как нетрудно догадаться, тоже демократичнее. «Десятка в Marks & Spencer — это 14-й в Erdem, — жалуется в открытом письме для сайта Business of Fashion экс-главред британского Vogue Александра Шульман, — а 42-й в Max Mara — то же самое, что 46-й в Dolce & Gabbana. Безумие просто».

Как с этим жить

Хуже всего — при онлайн-шопинге: как вы уже поняли, у десятка разных брендов будет десять версий того, что вообще такое размер S. Появились даже стартапы, где на основе ваших параметров, прошерстив огромную базу данных, хитрый алгоритм выбирает именно «ваши» джинсы, тренчи и так далее. Один из таких — Le Tote. Но милые дамы из Сан-Франциско, что его основали, доставку в Москву, к сожалению, не предусмотрели: даже в США всего в сорок восемь штатов. Поэтому дадим вам самый простой совет — сходите в ближайшее ателье и снимите с себя мерки. А потом — на всякий пожарный — переведите их в дюймы. И сверяйте все с ними в любую минуту сомнения.

 

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ