До и после: чем мы обязаны мадемуазель Шанель
Мода

До и после: чем мы обязаны мадемуазель Шанель

Легитимизация женских брюк, мифология как маркетинговая стратегия и ажиотаж вокруг обычного черного платья — рассказываем, как Коко Шанель изменила мир моды.
Reading time 56 seconds

«Гениальная догадка Коко заключалась, пожалуй, в том, что женщинам надоели навешиваемые на них десятилетиями причудливые гирлянды. Она понимала, что современные модницы станут ездить на такси и в метро, поэтому концепцию стиля следовало полностью пересмотреть», — написал Сесил Битон в книге «Зеркало моды». Кажется, мир моды до и после Коко Шанель действительно кардинально отличается. И если можно допустить, что это не она единолично придумала женские брюки и тельняшки, то бессмысленно отрицать заслугу Шанель в том, что она убедила женщин поменять привычки одеваться и показала, как это можно делать по-новому.

Трейлер фильма Карла Лагерфельда о Коко Шанель «Возвращение»
Демократичные материалы для дорогой одежды

Становление Коко Шанель как модельера пришлось на годы Первой мировой войны. Даже те, кто еще вчера носил шелк и бархат, вынуждены были приспособиться под новые реалии, в которых качество жизни значительно упало, ритм ускорился, но слово «шик» еще не утратило свою силу. Коко блистательно учла все эти факторы — ей принадлежит идея шить одежду для дам из привилегированного сословия из дешевого трикотажа, который ранее шел исключительно на мужское нижнее белье. Удобно, практично, а в руках Коко — еще и элегантно. Карл Лагерфельд уверен, что именно трикотажные платья принесли Шанель известность: «Это было просто что-то невообразимое. В те годы дамам не полагалось знать, что мужчины носят нижнее белье. А Коко начала шить из той же ткани для них платья».

 

 

 

 

Аналогичную революцию в сознании женщин из светского общества Шанель произвела, предложив им бижутерию вместо бриллиантов (строго говоря, первым был Поль Пуаре, но только Шанель смогла сделать это мейнстримом). Особый шик — смешать нити из настоящего и поддельного жемчуга. Сама Коко такое постоянно и практиковала. Так что если вы думаете, что это недавняя придумка Supreme или Vetements — взять что-то очень дешевое и сделать его чем-то очень дорогим, — то, кажется, мы вынуждены вас разочаровать. Первым популяризатором тренда стала мадемуазель Шанель — больше ста лет назад.

Военная униформа как часть повседневности...

…стала логичным продолжением новых реалий XX века. Так, бретонские тельняшки с 21 полоской были придуманы еще в 1858 году, но в течение 50 лет никто даже предположить не мог, что они окажутся в женском гардеробе. Кроме Коко Шанель. Она включила их в свою коллекцию 1917 года, и уже через несколько месяцев по набережным Лазурного Берега стали прогуливаться дамы в тельняшках, которые на время превратились в символ буржуазного очарования. Позже свой вклад в популяризацию тельняшек внесут Одри Хепберн, Брижит Бардо и Джейн Биркин.

Трейлер фильма «Коко до Шанель»
Мужские вещи в женском гардеробе

Женщина в брюках в 1910-х годах уже не то чтобы кого-то шокировала — с поправкой на то, что шла война и те, кто вышел на традиционно мужскую работу вместо мужей и сыновей, ушедших на фронт, были вынуждены надеть их же униформу. Разумеется,  это правило никак не распространялось на богему и аристократию. За исключением двух имен: Марлен Дитрих и Коко Шанель. Именно они первыми начали носить брюки на пляж (Коко изначально надела широкие брюки, чтобы выглядеть скромнее в купальнике), светский ужин и на работу — под угрозой ареста. Официальный запрет на мужскую одежду в Париже отменили только в 2012 году.

Черный — не только цвет траура

Этой теме даже была посвящена выставка в Историческом музее Миссури «Маленькое черное платье: от траура до светского вечера». По легенде, именно Коко Шанель мы обязаны тем, что черный цвет стал таким же цветом, как синий или красный, и получил место в повседневном гардеробе. Да, не без помощи того самого платья, которое стало одной из главных маркетинговых удач XX века в мире ритейла. Шанель не придумала ничего нового — маленькие черные платья еще пять лет до нее начали носить принцесса Люсьен-Мюра и мадам Патри, их делали такие кутюрье, как Дреколь, Пату и Дженни. Но именно Коко упростила фасон до такой степени, что оно стало напоминать школьную униформу, а женщины уверовали в его исключительную универсальность.

 История маленького черного платья
Больше никаких корсетов

Вместе с модой на трикотаж Коко отменила моду на корсеты, которые к тому времени уже были настолько мягкими, что больше напоминали утягивающее белье, чем орудия пыток XVIII века (точнее сказать, первым был Поль Пуаре, но Коко этот тренд популяризировала). Но это не все. Шанель приложила усилия для того, чтобы освободить женщинам руки, придумав в 1922 году прототип модели сумки 2.55 через плечо (еще на тонком ремешке вместо цепочки). А все потому, что вместе с клатчем стало решительно неудобно в театральном буфете держать в руках еще и бокал шампанского, программку и антре.

Мифология как маркетинговая стратегия

Коко очень внимательно подошла к созданию своего образа. В итоге сейчас почти любая читательница журналов о моде не задумываясь сможет продолжить фразу «Руки — визитная карточка девушки; шея — ее паспорт; грудь — ...», вкратце пересказать биографию Коко (воспитывалась в интернате, сначала работала модисткой, потом не без помощи влиятельных поклонников открыла первый бутик на рю Камбон и т. д.) и объяснить, что значит №5 в названии парфюма. ДНК модного дома изначально было выстроено вокруг биографии его создательницы, так что легенда о Коко превратилась в мощный маркетинговый инструмент. Частично поэтому каждый раз в коллекции Chanel Карл Лагерфельд в обязательном порядке включает жакеты из ткани букле и шляпки с узкими полями — почти такие же, как в прошлом веке носила мадемуазель Шанель.

Словарь дома Chanel

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ