Виртуальные знаменитости, которых нет на самом деле: почему о них говорят
Мода

Виртуальные знаменитости, которых нет на самом деле: почему о них говорят

И почему виртуальные инфлюенсеры на показе Prada — это важнее, чем дроны на том же шоу.
Reading time 3 minutes

8 марта V magazine выложил съемку модного блогера Микелы Соусы, на счету которой — 780 тысяч подписчиков в инстаграме, сотрудничество с Prada и Пэт Макграт. В общем, ничего необычного, если не считать того, что ее не существует. По крайней мере, не существует в привычном для нас понимании — как человека из плоти и крови. Микела Соуса сгенерирована на компьютере. Другую, «первую цифровую супермодель» Шуду Грэм выкладывали в Instagram-аккаунте Fenty Beauty.

С одной стороны, ничего принципиально нового тут нет: бренды всегда стремятся к вау-эффекту, особенно если он подкрепляется сотнями тысяч подписчиков. И все же виртуальные блогеры — технологическое явление совсем другого порядка, чем дроны на показе Prada, или «ожившие» картины в витринах Gucci. Об этом свидетельствуют и десятки публикаций в СМИ очень встревоженного толка.

В чем причина такого интереса к ним и почему они всех пугают?

Причина первая: они очень похожи на людей и ведут себя как настоящие блогеры

Микеле Соусе 19 лет, она живет в Лос-Анджелесе, носит Balenciaga, Proenza Schouler, Prada и Diesel, Vetements и Vans. Выкладывает фото из клубов, кафе и галерей.

Дружит с современными художниками и блогерами, периодически в ее инстаграме появляются селфи с реальными людьми.

/

Пишет музыку: ее дебютный сингл Not Mine поднялся на восьмое место на Spotify Viral в августе 2017-го. На прошедшей неделе моды в Париже Микела неожиданно «появилась» на шоу Prada и вела трансляцию показа в своем инстаграме.

 

 

 

 

Нам кажется, что роботы, в отличие от людей, не могут иметь убеждений, но Микела поддерживает фем-организации (black girl code — из последнего), борьбу за права трансгендеров, инициативы против свободной продажи оружия в США.

Наконец, она шутит. «Я могу умереть (от восторга), —  написала она, когда Пэт Макграт сделала ее своей музой, — но уж поверьте, на своих похоронах буду носить помаду Luxe Trance».

В своих интервью, которые она дает по электронной почте, Микела просит называть ее «творческой личностью — художником или музыкантом» и рассказывает, что носит одежду, которая ей нравится (бренды не платят ей, но уже начали присылать вещи). И конечно же, поддерживает молодых дизайнеров.

Это правда: недавно, например, сумку-пакет ей отправила команда российского бренда J. Kim — и вот она уже «фотографируется» с ней на улицах Нью-Йорка.

Микела с сумкой J. Kim

Микела добавляет, что хотела бы зарабатывать на тех фото, которые выкладывает, — знаете, это отнимает много времени и было бы хорошо это монетизировать. А еще она говорит, что иногда ее мнение стоит ей подписчиков, но это не мешает ей высказываться искренне.

Очень похоже на то, что делают реальные блогеры, не правда ли?

Причина вторая: они идеальны (и это грустно)

Когда аккаунт косметической марки Рианны Fenty Beauty сделал репост фото темнокожей красавицы Шуду с оранжевой помадой Mattemoiselle, в комментарии посыпались вопросы в духе «Что надо делать, чтобы выглядеть так же?». Ответ дал пользователь @unalunacreative (это аккаунт креативного агентства Una Luna из Лос-Анджелеса): «Хотите выглядеть так же, учитесь делать макияж на компьютере».  

Журналисты связались с лондонским фотографом Кэмероном-Джеймсом Уилсоном, указанным как автор снимка, и он подтвердил: Шуду — не реальная женщина, он создал ее в программе для 3D-моделирования.

 «Глянец делает моделей непохожими на живых людей, а я иду с другой стороны, пытаясь создать модель, как можно больше похожую на человека, пояснил  Уилсон. — Мне хотелось создать самую красивую женщину, которую возможно».

Реальная модель в кампаниях, снятых Улсоном, не так уж сильно отличается от виртуальной Шуду.

Причина третья: они (потенциально) отбирают работу у людей

«Белый фотограф нашел способ заработать на черной модели, не наняв ни одну из них», — так отреагировали пользователи твиттера, узнав, что Шуду не настоящая.

Сам Уилсон в ответ на эти обвинения заявил, что ничего не заработал на Шуду, а наоборот, потратил на ее создание 2 тысячи фунтов стерлингов и сотни часов. Он добавил, что это искусство, которым он занимается с большим уважением к темнокожим людям.

Вопросы о том, почему бы ему не дать работу настоящей модели, кажутся паранойей только на первый взгляд. По прогнозам, 45 % производственных процессов в США к 2025 году будут выполнять роботы, а профессия модели исчезнет к этому времени вместе с водителями, продавцами и поварами ресторанов фаст-фуда.

Блогеров в этом списке нет, но получается, что можно создать инфлюенсера — полноценную личность, которая будет соответствовать всем модным требованиям и лишена недостатков. Например, будет совсем слегка diversity — темнокожей, как Шуду, или с веснушками, как Микела, а также с интересной биографией и активной жизненной позицией.

При этом такой инфлюенсер не выкинет какой-то непотребный финт, например, как модель Слик Вудс, которая выкладывает в инстаграме фото с косяком марихуаны. Или как бьюти-блогер в хиджабе Амена Кхан, сотрудничество с которой закончилось для L’Oreal, когда обнаружились ее антисемитские твиты.

«При всем уважении к Пэт Макграт и Fenty Beauty я не могу быть единственной, кто испытывает этот ужас, и я боюсь», — пишет автор Fashionista Стефания Солзмен.

И к чему все это приведет?

Можно предположить, что бренды начнут активнее создавать фейковых инфлюенсеров.

В январе Кэмерон-Джеймс Уилсон создал темнокожего мужчину @nfon.obong — друга Шуду Грэм (сейчас аккаунт удален). У Микелы тоже есть мужское альтер эго — парень по имени Блоуко, который тоже любит выкладывать фотографии образов  и тоже пишет музыку. Правда, Блоуко куда менее активен и у него всего 4700 подписчиков.

В английском языке существует термин «сверхъестественная долина» (Uncanny valley) — страх перед роботами и другими искусственно созданными объектами, которые слишком похожи на людей. «При всем уважении к Пэт Макграт и Fenty Beauty я не могу быть единственной, кто испытывает этот ужас, и я боюсь», — пишет автор Fashionista Стефания Солзмен.

Пока журналисты транслируют ужас, число подписчиков Микелы и Шуду Грэм растет. Их активно лайкают, им пишут комплименты. Сама Микела объясняет, что «независимо от того, реальна она или нет» она «вдохновляет людей и заводит настоящие дружеские связи в соцсетях».

«Виртуальные блогеры создаются взрослыми, а привыкают к ним быстрее дети, и это может быть связано с феноменом "цифровых аборигенов и мигрантов", — говорит подростковый психолог центра «Точка» Артем Кондрашкин. — Нынешние 14–16-летние родились в мире, где интернет уже был, он для них является таким же естественным, как для нас — электричество или автомобили. Они довольно быстро привыкают к тому, что в интернете постоянно появляется что-то новое, и это новое воспринимается как естественная часть развития интернета. Подростки относятся к нему с меньшим напряжением и большим любопытством, чем взрослые.

Явление, когда люди ориентируются на «виртуальных» лидеров мнений, старше, чем интернет: телевидение тоже создает образ, который значительно отличается от реального, а еще раньше подражали музыкантам и кинозвездам. Это была торговля образами, которые выглядят похоже на людей и живут какой-то привлекательной, сказочной жизнью. Реальные блогеры в целом ведут свои инстаграмы примерно так же. Создавать образ для социальной сети — это естественно. Когда такой образ создается уже в отрыве от реальной личности — это просто следующий шаг, но и это не ново: уже существуют целиком синтезированные музыкальные группы.

Я не разделяю опасений, что искусственный интеллект вытеснит людей, ведь пока эти блогеры — продукт творчества человека или группы людей. Я почитал комментарии, в них очень много любопытства: нам мой взгляд, не столько к самой Микеле, сколько к ее создателям. Люди пытаются установить, насколько хорошо она сделана, где ее можно подловить. Это, скорее, такая детективная игра. Это похоже на общение с голосовыми помощниками типа Siri и Алисы: люди пытаются выяснить, где предел их кажущейся разумности».

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ