Мода

Пальто-кокон и так далее: как Демна Гвасалия цитирует Кристобаля Баленсиагу

«Единственный настоящий кутюрье», «учитель всех нас» и «Пикассо от мира моды» — перед талантом Кристобаля Баленсиаги, одного из величайших модельеров XX века, преклонялись не только клиентки и критики, но и прямые конкуренты, среди которых были Коко Шанель и Кристиан Диор. Демна Гвасалия, заняв пост креативного директора модного дома в 2015 году, заявил, что для него очень важно его историческое наследие. Объясняем на примерах, как он с ним обращается (смело, но с большим уважением).
Reading time 2 minutes
Тейлоринг

 

Что имела в виду Коко Шанель, когда называла Кристобаля Баленсиагу «единственным настоящим кутюрье», в то время как остальные, по ее мнению, были «лишь дизайнерами»? Она говорила про мастерство Баленсиаги как портного — он прекрасно понимал особенности самого сложного кроя и мог сам сшить любую вещь. Кроме таланта, здесь дело еще и в опыте: в 12 лет будущего модельера отправили помощником к портному — таким образом, свой именно модный дом в 1937 году он открыл, имея за спиной уже 30 лет опыта.

На фото: Balenciaga, 1954

 

В частности, про его женские костюмы журналистка Селия Бертин писала так: «На женщинах они сидят как влитые. При этом они нисколько не сковывают движений». Первый образ из первой коллекции Демны Гвасалии для Balenciaga как раз был оммажем портновскому мастерству Баленсиаги — манекенщица открыла шоу осень–зима 2016 в сложно скроенном сером костюме, прототипом для которого стала модель 1954 года. Оба до сих пор экспонируются в рамках выставки Balenciaga, Shaping Fashion в лондонском Музее Виктории и Альберта (открыта до 18 февраля 2018 года) в качестве примера актуализации исторического наследия и наглядного подтверждения тезиса из первого пресс-релиза Balenciaga при Гвасалии: «Это переосмысление, перевод, а не повтор. Начало новой главы».

Balenciaga осень–зима 2016

Baby Doll Dress

 

1950-е — время популярности «нью-лука» Кристиана Диора и экспериментов с формой Кристобаля Баленсиаги. Например, в 1957 году в противовес подчеркнутой талии и акцентированным бедрам он создал кружевное baby doll dress. Было бы некорректно говорить, что Баленсиага придумал эту модель, потому что подобные платья в 1940-х носили в качестве ночных сорочек, а название за ними закрепилось после фильма «Куколка» (1956) с Кэролл Бейкер в главной роли. Однако именно с подачи Баленсиаги baby doll dress получило приставку couture. 

На фото: Balenciaga, 1958

 

В 1963 году с линией завышенной талии Баленсиага сделал еще и плащ (предполагалось, что его нужно было надевать поверх платья такого же фасона) — один из них был в коллекции светской дамы Глории Гиннесс. Похожая модель вошла в коллекцию Гвасалии осень–зима 2016 — вот только она была не из шелкового газара, а из хлопка.

Balloon Dress

 

По большей части внешность постоянных клиенток Кристобаля Баленсиаги была далека от традиционных для того времени представлений о красоте. И тем не менее с помощью драпировок и хитрого кроя он мог любую фигуру визуально приблизить к идеалу (Юбер де Живанши вспоминал  случай, когда Баленсиага у него на глазах с помощью небольшого отреза муслина выпрямил осанку кукле-старушке). Этой задаче отвечали эксперименты с формой, в частности фасон balloon — с 1953 года Баленсиага выпускал суперобъемные платья, юбки и жакеты, по-новому расставлявшие акценты в образе.

На фото: Balenciaga, 1958

Balenciaga, осень–зима 2017

Кэсси Дэвис-Штроддер, куратор выставки Balenciaga, Shaping Fashion, замечает, что модельер «играл в абстракции вместо того, чтобы обтягивать женское тело», что происходило на фоне нового витка эмансипации. Демна Гвасалия тоже часто использует этот прием — причем иногда он включает в коллекции почти точные копии архивных моделей (как это было с черно-белым balloon dress), а иногда перепридумывает их полностью, сохраняя пропорции. Так, например, было с удлиненным черным платьем 1962 года, которое Гвасалия превратил в объемный пуховик с высоким горлом.

Отсылки к японскому кимоно

 

Интерес к национальному японскому костюму Кристобаль Баленсиага вынес из работы с великой женщиной французской моды Мадлен Вионне, его главной учительницей. Высокий ворот плюс широкий вырез, «позволяющий дышать женщине и ее драгоценностям», как однажды сказала Глория Гиннесс, были вдохновлены как раз кимоно. Аналогичный прием, только доведенный до гротеска, можно заметить в первой коллекции Гвасалии для Balenciaga — присмотритесь к лыжным курткам со спущенными плечами.

На фото: пальто по типу кимоно, 1912

Balenciaga, осень–зима 2016

Кейп с застежкой на плече

 

 

 

 

В 1956 году модель Рене Бретон позировала в кейпе Balenciaga с бантом на плече вместо пуговицы. Спустя 60 лет серию аналогичных кейпов сделал Демна Гвасалия  — только уже с пуговицами. Плюс добавился гротеск: современная версия выглядит как неправильно застегнутое пальто.

На фото: Balenciaga, 1956

Balenciaga, осень–зима 2017

Платье с огромным бантом

Баленсиага часто и охотно использовал объемные банты в качестве декора для вечерних нарядов. Один из них  появился на обложке Vogue в 1951 году. Под снимком Стеллы Оакс авторства Сесила Битона была подпись «Самый огромный бант в мире потрясающего вишневого цвета на бальном платье Balenciaga из белого сатина». Нечто похожее мы видели у Гвасалии в коллекции осень–зима 2017.

Пальто O-силуэта

 

 

 

Многие модели, по умолчанию входящие сейчас в условный базовый гардероб, были придуманы Кристобалем Баленсиагой больше полувека назад — например, платье-туника, платье-мешок и пальто-кокон. Первый прототип кокона появился в 1951 году. Гвасалия, естественно, не мог оставить это без внимания.

На фото: Balenciaga, 1960

Balenciaga, весна–лето 2018

«Высокая мода подобна оркестру, и дирижирует им Баленсиага. Мы, остальные кутюрье, — музыканты, покорные его смычку» (Кристиан Диор).

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ