Война копирайтов: кто у кого воровал идеи в модной индустрии
Мода

Война копирайтов: кто у кого воровал идеи в модной индустрии

Кража интеллектуальной собственности — вопрос, всплывающий в модной прессе примерно каждый сезон. Рассказываем вам о ключевых копирайт-скандалах недавнего времени — и о главных обличителях индустрии. А заодно расскажем одну добрую историю, где все закончилось хорошо.
Reading time 1 minutes
Burberry против Target

Так ревностно, как Burberry, пожалуй, свой фирменный принт не защищает ни один дом. И это совершенно объяснимо: к середине нулевых поддельный бежевый тартан сильно испортил бренду репутацию — его начали ассоциировать с дешевыми бейсболками на головах лондонских гопников (если что, гопник в Англии зовется словом chav, выучите). Совершенно неудивительно, что фигурантом одного из самых громких копирайт-скандалов в модной индустрии за последние полгода оказались именно Burberry: с одной стороны, тема для англичан исторически болезненная, а с другой — на подиумах сейчас логомания во все поля, и масс-маркет пытается соответствовать. И подделывает.
В начале этого мая Burberry подали в суд на американскую ретейл-сеть Target — которая, как известно, продает все, от ну очень недорогой одежды до ну очень недорогих игрушек и товаров для дома и сада. В обширном ассортименте Target Burberry нашли пару шарфов в возмутительно узнаваемую клетку. Чем кончилось дело, мы на момент сдачи этого номера в печать, не знали. Но требуют Burberry компенсацию в два миллиона.

На фото: рекламная кампания Burberry

Молодая художница против Zara

И если битвы люкс-тяжеловесов с монстрами ширпотреба у нормального, измученного капитализмом человека сочувствия не вызывают, то ситуация «независимый художник-иллюстратор против гигантской масс-маркет-компании» — это немного другой уровень. Давид против Голиафа, если хотите.

Два года назад Zara использовали работы художницы-иллюстратора Тьюздей Бассен для дизайна нашивок, аппликаций и принтов — о чем саму художницу оповестить не посчитали нужным. Бассен, среди чьих клиентов числились Nike, adidas, журнал New Yorker и Организация Объединенных Наций, естественно, возмутилась. И написала Zara. На что получила ответ: ее иллюстрации, видите ли, недостаточно оригинальны, чтобы их можно было украсть.

Бассен после такого ответа поняла, что просто вежливые имейлы не сработают — и объединилась с другими обворованными компанией Inditex художниками. Zara пришлось изъять товары с чужими рисунками из продажи и, как уклончиво сообщили представители бренда,  «связаться с адвокатами мисс Бассен».

На фото: значки Тьюздей Бассен

@Diet_Prada против индустрии

Анонимный инстаграм-аккаунт @diet_prada околомодные СМИ не раз включали во всевозможные листинги «на кого подписаться». Краткое содержание постов: кто у кого когда и как украл идею. Перед законом равны все — основатели @diet_prada нападают на J. W. Anderson, Dolce & Gabbana, и на кого только не. Личности разоблачителей долгое время оставались в тайне — пока в конце прошлого года не вскрылось, что @diet_prada ведут дизайнер Тони Лью и фешен-консультант Линдси Шуйлер.

Лью и Шуйлер, кстати, вовсю монетизируют бренд: Prada теперь зовут их на показы, а сам дуэт, не стесняясь, заявляет, что хочет попасть в список 500 самых влиятельных людей в модной индустрии по версии Business of Fashion.

Впрочем, это не единственные обличители — лет пять назад сайт The Fashion Law уже писал о том, у кого именно подсмотрели дизайн браслета Chanel.

Gucci + Dapper Dan = любовь

Гарлемский кутюрье Дэниел Дэй, в моде известный как Дэппер Дэн, — явление для истории уличной моды значительное. Именно в его магазине на 125-й улице отоваривались все самые знаковые рэперы восьмидесятых. Дэппер Дэн использовал для дизайна курток и спортивных костюмов фирменные принты Gucci и Fendi и монограммы Louis Vuitton — правда, декор выдумывал сам куда фантазийнее: то мехом обошьет, то клеенкой покроет, то рукава с монограммами пришьет к кожаному жакету. В 1992 году Дэн был вынужден закрыть магазин — слишком часто стали на него подавать в суд бренды. Впрочем, двадцать пять лет спустя в круизной коллекции Gucci модные критики увидели явные цитаты из его творчества — теперь копировали уже Дэна! Gucci решили вопрос красиво: стали с Дэном сотрудничать и даже открыли в Гарлеме совместный бутик.

На фото: рекламная компания Gucci x Dapper Dan

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ