Драгоценности

Активистские украшения — думали, такого не бывает? Вы ошибались.

Ада Чен — молодой американский дизайнер-ювелир с китайскими корнями. Проблему этнической самоидентификации она сделала центральной в своей дебютной коллекции украшений — и ее сразу же заметило мировое fashion-сообщество. Рассказываем, почему это интересно и что можно ждать от Ады в будущем.
Reading time 2 minutes
О дипломном проекте выпускницы Института Пратта написало сразу несколько ведущих изданий о моде. Чем она выделяется на фоне остальных?

Made in Chinese America — название первой полноценной коллекции молодой художницы и ювелира Ады Чен. Она родилась в США, выросла на американском рэпе, училась в престижном Институте Пратта на ювелира — и никогда особенно не задумывалась над тем, кем она себя считает: американкой (по месту рождения) или азиаткой (из-за китайских корней). Вопрос самоидентификации остро встал после того, как она переехала из Сан-Франциско, где было большое китайское комьюнити, в Бруклин, где было много афроамериканцев, но почти совсем не было азиатов. Ада посмотрела, как темнокожие гордятся своим происхождением, и задалась вопросом, почему в среде американских выходцев из Азии такого нет.

Это и стало темой ее дипломного проекта. И ей показалось, что ювелирные украшения — подходящий медиум, чтобы соединять две важные для нее вещи: ручной труд и социальный подтекст.

Феномен локальной ситуации в том, что американских азиатов действительно много, но про них почти не говорят. У Ады, для которой главным источником информации и вдохновения всегда был интернет, есть свой способ измерить степень репрезентации своего комьюнити в глобальном контексте: «Я обожаю мемы. Но про нас даже мемов не делают». Ей хочется дать американцам с китайскими, японскими, тайваньскими корнями голос, и ювелирная коллекция Made in Chinese America — один ее первых шагов в этом направлении. Поскольку на эту темы вообще мало кто высказывается, тем более молодые дизайнеры, Аду сразу заметили I-D, The Fader и Refinery29 — для старта все это выглядит очень многообещающе.

 

Что именно вошло в коллекцию Made in Chinese America?

Украшения, которые, возможно, вы бы никогда не надели — настолько радикально они выглядят. Единственная вещь, которая стала коммерчески успешной (и ее до сих пор можно купить), — акриловые серьги в виде сообщений, оформленные как в мессенджере фейсбука на iOS. Вариант с зелеными репликами — реальная переписка Ады с малознакомым молодым человеком из арт-тусовки. «Ты китаянка или азиатка?» — «Китаянка, но вроде это и к Азии относится». — «Значит, приехала из Китая?» — «Нет, я тут родилась». — «Классно, классно». Второй разговор, такой же бессмысленный, произошел с мужчиной в квартире на Уолл-стрит. Ада считает, что подобные диалоги отлично иллюстрируют проблему фетишизации азиатских женщин западными мужчинами (при этом они не отличают таек от китаянок, а китаянок от японок).

«Мы обсуждали этот вопрос с моими подругами. Все азиатские девушки сталкиваются с фетишизацией и кэтколлингом. Например, почти не бывает такого, чтобы я могла пройти спокойно по улице и кто-нибудь из белых мужчин не сказал мне вслед “Нихао!” или “Коничива!”» — прокомментировала Ада Refinery29.

Вещь с самым явным политическим подтекстом в коллекции — набор из грилзов и серег. На грилзах по-китайски написано «Говори по-китайски, мы же в Америке», на серьгах — соответственно «Говори по-английски, мы же в Америке».

«В стране где много мигрантов, всегда много и консерваторов. Американцы, которые придерживаются таких взглядов, любят обращаться к людям с цветом кожи, отличным от белого, со словами: “Говори по-английски”. Так они показывают, что те не принадлежат к местному сообществу», — говорит Ада.

 

Легче всего для западного человека считывается идея украшения — металлического ободка, фиксирующего веки в растянутом положении. Именно так белые люди обычно изображают азиатов в разговоре (растягивают веки пальцами, чтобы глаза стали уже). Ада поясняет, что из-за навязанных западным миром комплексов и стереотипов в Азии появилась целая индустрия всяких примочек, визуально увеличивающих веки (среди них невидимый скотч). Она хотела сделать их противоположность: аксессуар, с помощью которого западным девушкам можно будет добиться сходства с девушками из Азии.

Также в коллекцию вошли броши «Алфавит хорошего поведения» (реплики, которые американки с азиатскими корнями чаще всего слышат от старших родственников), переосмысленная модель тапочек и детские игрушки с изображением креветки и кошки (животные, с половыми органами которых ассоциируют пенис и вагину жителей Азии).

Для кого это все?

Ада говорит, что коллекцию Made in Chinese America хвалили либо за мастерство, с которым она сделана, либо за социально-политический посыл. И никогда за то и другое одновременно. Ее украшения для всех, кому важнее всего эстетическая составляющая. Что касается идейной: естественно, своей целевой аудиторией она видит азиаток. «Нет, я не против, если кто-то, далекий от Азии, решит носить мои украшения. Я даже всячески приветствую желание познакомиться с чужой культурой поближе», — добавляет она.

Что дальше?

Made in Chinese America — дипломный проект, одна коллекция, а не бренд. Так что второй части, вероятно, не будет. Сейчас Ада работает в команде ювелиров Satomi Kawakita Jewelry и делает куда менее радикальные вещи. Но это не значит, что она больше не будет заниматься теми вопросами, которые подняла в Made in Chinese America. У нее уже есть несколько идей для будущих украшений — и мы собираемся следить за всеми новыми релизами.

 

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ