Культура

Выразитель настроений

Музыкант Василий Зоркий много лет работал журналистом в ведущих изданиях страны, потом стал продюсером и режиссером, поставил два музыкальных спектакля. В 2014 году он создал группу «Зоркий». Вскоре песни группы попали в хит-парады популярных радиостаниций и в несколько сериалов на федеральных каналах. Этой осенью у группы вышел новый альбом «Волна» и состоялся большой сольный концерт. В интервью L’Officiel Russia Василий ЗОРКИЙ рассуждает о музыке, которая супер вовремя, о беспечности, о страхах и о стране под названием Москва
Reading time 2 minutes

- Василий, вы всегда хотели заниматься именно музыкой или был период разочарования в современной музыке и шоу-бизнесе?

Мне всегда нравилось рассказывать истории. Любым способом - песня это история, танец это история, анекдот, текст, спектакль - все эти вещи работают по схожему принципу, отличается только язык. И мне всегда сложно выбрать на каком из них я больше хочу разговаривать - петь, или писать тексты, делать шоу или ставить спектакль - но, в целом, это об одном и том же - о том, как рассказать людям историю о них самих. Историю, в которой человек может узнать себя, - в идеале почувствовать что его понимают, слышат, ему верят.

- Как вы увлеклись журналистикой и почему игнорировали нашумевшие телешоу типа «Фабрики звезд» и «Голоса», которые многим вашим ровесникам дали старт к славе?

Меня не взяли на «Голос» один раз. Сказали не подхожу по типажу. Голос мол супер, но типаж не годится. Я сначала расстроился, но, глядя, на очень многих людей вокруг, которые участвовали я, скорее, даже рад. Мне нравится смотреть «Голос» Украина, там отличное жюри и вообще ощущение, что это все для людей сделано и про людей. Ну и когда мне грустно я часто смотрю Britain’s got talent. В какой-то момент у меня сложилось впечатление, что в России телевидение работает по другому принципу - оно унижает. В российском «Голосе» тебе все время указывают на свое место, ты должен быть супер счастлив что тебя заметили и благодарен по гроб жизни. В американском и европейском - это про то как повезло жюри откопать талант, отрыть, заметить - это все истории о человеческом пути, возвышении, возможностях, дороге к мечте.

- Работая в event-сфере и в СМИ, вы наверняка, поняли, что нужно сегодня артистам, чтобы добиться успеха?

Сейчас все очень просто - нужен хит. Умеешь писать хиты - ты известен, не умеешь - не известен, или известен за очень дорого. Талантливые песни теперь пробиваются к слушателю всегда. Я всегда когда читаю стенания молодых групп о том, как их не понимают, как все сложно - в этом всегда есть огромная доля лукавства. Потому что потом слушаешь их альбомы и там нет настолько крутых песен, нет хитов, нет запоминающихся рефренов и мелодий. Есть артисты, которые сознательно не рвуться в медиа-мир - это отдельная история. Но, в целом, механика такая - напишешь хит - станешь звездой.

- Какими должны быть современные медиа, чтобы наглядно отражать наше время?

Я думаю, что медиа давно пора отказаться от идеи отражать время. Сама эта концепция безнадежно устарела. Я смотрю на издания, которые судорожно пытаются угнаться за модой, за героями и это выглядит грустно. Раньше действительно медиа могли формировать вкусы, от них зависело что будут слушать, смотреть - а сейчас часто ощущение что это журналы и сайты гоняются за героями, чтобы не устареть, чтобы никто не подумал что они не в курсе. Сейчас мне кажется нужны медиа с экспертизой, с большими знаниями в конкретных вопросах. Специализированные - я хочу разобраться в мире искусства я иду туда-то, я хочу почитать про музыку - я иду на Pitchfork, потому что они отслушали за меня триллионы тонн новой музыки и показали мне самое интересное. Я хочу почитать невероятное расследование - я иду на holod.mediaи читаю леденяюшую душу историю про маньяка в России. А эра лайфстайл медиа мне кажется заканчивается - люди как-то уже сами поняли как жить, куда ходить и где одеваться.

- Кажется, что сегодня достаточно просто делать музыку, которая тебе нравится, а способов донести ее до слушателей много. Но также легко затеряться среди миллионов профессионалов и любителей. Как сделать так, чтобы тебя заметили?

Тут надо понять, что хорошая музыка не обязательно равно популярная. Как бывают хорошие врачи, хорошие архитекторы, хорошие повара, о которых мало кто знает. Я думаю, что музыка становится известной в том случае если она оказалась супер вовремя, в том самом месте, очень точно соответствует духу времени и выражает эмоции очень конкретных людей. Глядя на любого исполнителя можно сформулировать о чем он и для кого. С кем разговаривает. Что транслирует. Добиться этого можно двумя способами - первое это такая продюсерская музыка - когда артист как хитрый лис держит нос по ветру и ловит этот язык времени - как Шнуров, как Мадонна, Daft Punk, - миллион примеров. А второй - когда оказывается, что какой-то музыкант точно поймал это настроение (вообще это ложная идея про то что музыкант это такой человек, который рассказывает про свои чувства - он востребован когда его рассказ о его чувствах отзывается в других), вдруг оказался идеальным выразителем настроений - таким делегатом миллионов. Потому что конечно Билли Айлиш - это настоящий делегат тысяч людей, выразитель их эмоций, и слушая ее миллионы людей в этот момент думают - о да, это про меня, это я Бэд Гай и я сгорю в аду.

- Каким образом ваши песни попали в сериалы на федеральных каналах? Сегодня по прежнему работает правило «Круто ты попал на TV, ты звезда»?

Наша музыка идеально годится для кино. Любая наша песня прекрасно ложиться на язык кинематографии, когда я пишу песни я их рассматриваю как маленькие фильмы. Я уже выше говорил что песня это история со своей драматургией и поэтому ее очень легко вставить в кино - она дает второй пласт, третий, рассказывает параллельную историю - а это всегда очень полезно для кино. Делает его глубже и интереснее.

- Назовите несколько самых личных моментов спектакля «Страна Москва», что там про вас, что про ваших друзей, а что подсмотрено на улице?

Страна Москва - это был такой первый блин, первая попытка поговорить на языке театра. Мне казалось, что я могу через максимально открытые истории о себе поговорить с другими людьми о них. У этого были свои плюсы, но и куча минусов. Самое личное на самом деле что там было - это мощнейший страх смерти, с которым я пытался разобраться. Не получилось

- Каков основной посыл спектакля «Мне 30 лет»? О чем вам хотелось прежде всего сказать, в чем признаться?

«Мне 30 лет» это супер. Это маленькое путешествие на подводной лодке с кучей незнакомых людей. Это такой памятник беспечности, которая была у нас 15 лет назад. Спектакль развивается от каких-то легких и смешных историй до настоящих серьезных вопросов, на которые нет ответа, но сам факт их проговаривание уже немного облегчает жизнь. Мой приятель Ким Белов говорит часто что этот спектакль - это как в теплый душ сходить. Как с другом поговорил - и полегчало. Он уже давно не про меня, он про время, про Москву, про моих друзей, про общечеловеческие вещи - мы его играли в Хорватии - и все понятно, каждое слово, каждая интонация и принимали также как в Москве - очень тепло.

- Какая главная черта поколения миллениалов? Столько уже про них написано, но так и не понятно, какое качество, какое слово, может стать общим знаменателем?

Мне кажется, что довольно важно понять про это время - что нет никаких больше временных общих знаменателей. Маркеров. Названий. Нас стало очень много. Интернет подарил нам новый фантастический мир триллиарда новых коммуникаций. Общие знаменатели - все хотят жить, хотят чтобы их не били и не убивали. Ну и в тюрьмы чтобы не сажали. Во все времена все хотят одного и того же - любви, не быть одинокими, быть счастливыми, есть вкусно.

- Какой музыкальный стиль выражает нерв поколения 30-тилетних ?

Мне кажется, что нерв времени выражает психотерапия. Это наш главный музыкальный альбом - поход к психотерапевту. Он выполняет ровно те же функции - выпускает заткнутые пробкой эмоции - от гнева до радости, создает диалог, позволяет почувствовать что кто-то тебя понимает. Это вообще как мне кажется могло бы быть целое направление в терапии - анализы по музыкальных вкусам, терапия музыкой - вам прописано триста прослушиваний Арианы Гранде, вам противопоказано слушать Тома Йорка более одного раза в неделю.

- Как вы думаете, почему ребята, которые родились в 2000-х также любят рок 80-х и дискотеку 90-х, чего им не хватает в современной музыке?

Ну это язык. Ты растешь в определенном языковом коде - где душевный подъем поддерживается пульсирующей басовой линией, крик души это гитарное соло, а мощь означает кучу барабанов. Ты учился этому языку и он составляет твой базис - через этот базис ты смотришь на мир. Я вот в детстве в шесть лет жил год в Германии. И потом много-много лет куда бы я не попадал я все сравнивал с этой Германией - моим эталоном западной жизни - вот тут также. Привыкаешь что у каждой эмоции есть свое звучание. И всегда хочется вернуться туда, в это ощущение - ты в школе, ты в институте, ты свободный, пьяный и вся жизнь впереди. Ну и песни классные же.

Но есть еще вторая штука, очень важная - в музыке девяностых вообще-то все было супер. Я ненавижу когда ее поносят и говорят что слушать это - чудовищно. Эти песни - 100% продукт времени. В каждой из них есть история, драматургия, есть герой и этот герой очень виден, его можно себе представить. Младший лейтенант, дальнобойщик, - кто угодно это очень понятные герои у которых понятные переживания. А русская музыка двухтысячных очень надолго перестала рассказывать истории про людей, увлеклась формой, аранжировкой, пыталась копировать образ вместо того чтобы копировать суть. Как только русские музыканты с этим завязали все стало в порядке - появились и Монеточка и Дорн и Антоха и все на свете - куча самобытных артистов.

И третье - сейчас язык популярной музыки немного обеднел. Из-за того что хип-хоп стал доменировать количество средств выражения эмоций в музыке очень сократилось - это всегда бит и текст. Артисты которые это понимают и выходят за рамки становятся иконами - Канье Уэст, Джей Зи, Chance the rapper - они всегда пытаются расширить палитру, передавать эмоции самыми разными звуками.

- А вам чего не хватает в современной музыке?

Хочется чтобы ее было поменьше. Хочется ощущения эксклюзивности - как в детстве - когда месяц искал кассету, нашел а потом год слушаешь.

- Что для вас группа «Зоркий» - поиск именно того, чего вам в музыке не хватает, попытка создать что-то новое или просто самый лучший способ что-то миру поведать и что-то о мире понять через творчество?

Эта группа для меня в первую очередь это концерты. Это мощнейшее чувство живого исполнения, когда за тобой стена из звука а ты становишься проводником какой-то огромной энергии которая через тебя проходит в зал и обратно. Это чувство бессмертия, любви, силы, открытости. Мощнейшее переживание. И каждый раз разное.

- Недавно вы представили новый альбом группы, который писали десять лет. Почему так долго? В наше время быстрых выхлопов творчество ради процесса кажется вызовом, почти провокацией.

Я не могу сказать что мы писали его десять лет. Мы десять лет отвлекались на все что угодно. Вы же представляете себе что такое жить в 2019 году? Всегда есть новый город, новое путешествие, семь часов картинок в пинтересте, Юрий Дудь, Кардашьяны, геополитика, две тысячи мемов в контакте, корпоративы для денег, потом какое-нибудь странное предложение построить завод по разведению суррикатов в Екатеринбурге, а потом встречаешь любовь и вообще не хочется выходить из дома, а потом раз и прошло десять лет. Время идет быстро, вариантов чем себя занять миллиарды. Понять что тебе хочется - вот сейчас самая большая на свете проблема.

- У вас есть любимая группа, уровня которой вам бы хотелось достичь?

Есть группа уровня которой я никогда не смогу достичь. Но которой восхищаюсь - Radiohead.

- Какая песня группы “Зоркий” достойна стать хитом на все времена?

«Не забывай», «Спи», «Волна», «Не возвращайся», «Засыпай скорей», «Аэроплан» - все эти песни с годами будут только лучше. Я возвращаюсь к ним и думаю - клево - это про меня.

- И напоследок как обычно от творческих планах, а лучше целях – к чему сейчас стремитесь?

Моя цель - делать то, что мне нравится. То, что мне по-настоящему понравится и про что я смогу сказать - я этим горжусь. Это самая тяжелая цель на свете. Научиться ни к чему не относится спустя рукава. Уважать мелочи. Ценить время.

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ