Культура

Всегда говорить о настоящем

Новый театральный сезон в Мастерской Дмитрия Брусникина начался с премьеры спектакля «В.Е.Р.А» - первой театральной постановки в Центре Вознесенского. Поэтическая драма Андрея Родионова и Екатерины Троепольской посвящена эпохе оттепели и ее главным героям – четырем поэтам, чьи фамилии зашифрованы в названии: Вознесенский, Евтушенко, Рождественских, Ахмадулина.
Reading time 35 seconds

Сегодня Мастерская Дмитрия Брусникина – самое яркое, интересное, непредсказуемое явление на театральной сцене. Выпускники Школы-студии МХАТ сумели доказать, что независимый театр, свободно дышащий, где он хочет, и вообще свободный во всем – в том числе от диктата вкусов массовой публики и арт-рынка, может быть востребованным и знаменитым.

Всему причиной – заветы учителя, которым брусникинцы неукоснительно следуют. Дмитрий Брусникин их учил всегда говорить о настоящем, даже если играешь классику, примеряешь на себя обстоятельства прошлого или создаешь воображаемое будущее, как например, в спектакле «Зарница», поставленном Юрием Квятковским в Центре им. Мейерхольда.

Эти молодые ребята взяли на себя смелость говорить от имени нового поколения – иногда словами своих ровесников из прошлых эпох.

Спектакль «В.Е.Р.А» (его жанр обозначен как «поэтический вербатим») – отражение нас сегодняшних в зеркале советской истории. Мы смотрим в него порой с узнаванием и пониманием, часто с болью, иронией, обидой или жалостью. За полтора часа артисты выразили все эти эмоции и добавили чуточку восхищения, которой, впрочем, достаточно, чтобы на следующий вечер после спектакля захотелось перечитать стихи всех его героев.

В спектакле звучит много стихов, но также много обвинительных речей, робких и четких оправданий, взаимных признаний, нечаянных откровений. Несколько раз генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев повторяет фразу «Художники как шпионы, их картины зашифрованы».

Это о том, как власть сеет семена страха, но сама их пожинает. Художникам не страшно – то, что самое ценное – талант и внутреннюю свободу у них никто не отнимет.

Им было сказано «Никакой оттепели у нас быть не может – или мороз , или лето». А они устроили оттепель, вопреки страху, запретам и правилам. И вдруг из этих семян страха, посеянных властью как сорняк борщевик (основной элемент сценографии), взошли новые цветы.

Задача людей из мира искусства – чтобы взошли новые цветы.

Вот он, главный завет Дмитрия Брусникина – что и требовалось доказать. В данном случае – рифмами шестидесятников, актуальными вчера, сегодня, а завтра наступит потом.

Ближайшие показы спектакля «В.Е.Р.А» пройдут в Центре Вознесенского с 4 по 6 октября

Фото с сайта Мастерской Дмитрия Брусникина masterbrus.com

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ