Культура

Трагикомедия о гениальном мальчишке

В МДМ состоялась московская премьера Fashion Freak Show Жан-Поля Готье. Показы продлятся до 16 февраля.
Reading time 35 seconds

Главный герой и создатель своего автобиографического шоу Жан-Поль Готье приехал в Россию вскоре после прощального показа на Неделе моды Haute Couture в Париже, где присутствовало множество знаменитостей ( почти все, кто когда-либо выбирал наряды Jean Paul Gaultier для появления на красной дорожке). В театре "Шатле" собрались также известные дизайнеры, а топ-модели вспоминали его показы, в которых им довелось участвовать. Все это напоминало кульминацию сочиненной Жан-Полем Готье пьесы - интересно, а что же будет дальше? Театр продолжается!

В моде Жан-Поль Готье позволял себе все, и ему все позволяли. Одно из основных его качеств - ирония, легкая улыбка, с которой он смотрит на мир, не выдавая своей внутренней драмы. В красочном, переливающемся всеми гранями его таланта Fashion Freak Show отчётливо звучал трагический мотив. Это трагикомедия. Жан-Поль Готье с неподражаемым юмором говорит о важных вещах. Надо сразу сказать, что подобного шоу в России никогда не видели- это действительно мода, это мюзикл и современный балет, немножко contemporary art ( часть декораций создал знаменитый арт-дуэт Пьер и Жиль), череда комедийных скетчей и личных признаний. И ещё есть одна особенность у этого фееричного действа, которой мало кому удаётся достичь в зрелищных представлениях, - грубая, не отшлифованная правда - о самом себе, о глянцевом мире моды, о том, как отличить настоящее в мире фейков.

Это хотел сказать Жан-Поль Готье, но люди пришли за шоу и вряд ли сразу же начали освобождать свою жизнь ( и шкаф!) от подделок.

Наличие грубой правды превращает шоу из развлечения в искусство, точнее предъявляет тот редкий образец синтеза искусств, в котором даже несовместимые, казалось бы, жанры образуют гармонию пронзительной грусти и ослепительной радости.

Про само шоу, совершенно потрясающее, вообще мало говорили. В основном обсуждали, кого пригласили на премьеру, а кого-нет, кто из звёзд российского шоу-бизнеса делал селфи с Готье, и будет ли он делать костюмы для Ольги Бузовой. Как-то неловко было от всего этого. Прости нас, Жан-Поль.

Я смотрела на экран в том эпизоде, где Катрин Денев объявляет выходы одного из нашумевших показов Jean Paul Gaultier и думала, как так получилось, что самые элегантные женщины Франции дружат с самым экстравагантным французским дизайнером? Все дело в его чуткости. Кстати, очень нужное качество для кутюрье. Он учил их свободно, как бы невзначай, нарушать правила безупречного стиля.

- Можно ли назвать это работой, если это настоящая детская страсть? Я всегда мог развлекаться, но по серьезному, и это очень хорошо, - сказал Жан-Поль Готье.

И шоу начинается с танца медведей. Да, любимый плюшевый мишка был первой моделью, для которой мальчик Жан-Поль Готье сам придумал наряд. Это был тот самый остроконечный бюстгалтер - в подобный потом с его лёгкой руки облачилась Мадонна.

- Я был первым, а не Мадонна!, - заявляет со сцены Медведь. А любимая бабушка Мари ( её играет известная актриса Мишлин Прель) смотрит с экрана, лукаво улыбаясь. Наверное, он в самые ответственные моменты жизни ощущал на себе этот взгляд и хотел, чтобы бабушка им гордилась.

50-летний творческий путь Жана-Поля Готье показан яркими эпизодами. Первый показ, следующий, ещё более успешный, эпатаж, скандал, шедевр, все публикации, разумеется, на первой полосе. Редактор американского Vogue Анна Винтур (образ, послуживший прототипом персонажа, не трудно узнать) переходит от ярости до восторга - иногда именно так возникает любовь на всю жизнь.

Лондон, панк-рок, опьянение свободой, трагедия и ещё большее желание порвать этот мир на кусочки, как платье из лучшей шелковой ткани.

Мужской показ - гениальная провокация, но никогда за гранью приличий. Смотрит бабушка Мари, которая научила внука, что безвкусица и безнравственность это одно и тоже.

В этом шоу все на высшем уровне: живая музыка, песни (оригинальные и шлягеры разных лет), танцы - от канкана до хип-хопа. Костюмы.

И ещё кое-что, обычно не характерное такому жанру как ревю - сопереживание, которое и даёт в театре самый желаемый режиссёром эффект - катарсис. Это когда даже если знаешь, что все закончится хорошо, в конце хочется плакать от счастья. Ради этого в детстве снова и снова перечитывал любимые книги, пересматривал любимые фильмы.

Однажды судьба отняла у него самое дорогое. Один из сильнейших моментов шоу - песня о том, что когда-нибудь мы будем жить в мире, где нет СПИДа. Но сейчас, любимый друг, прощай. Между строк можно расслышать ответ, как найти в себе силы жить и творить дальше, разглядеть его сквозь вспышки фотокамер, сесть за стол и нарисовать сотни эскизов на тему любви, свободной от предрассудков и красоты, не признающей канонов.

Каждое последующее шоу - праздник жизни, который может так внезапно оборваться, а потому не стоит тратить драгоценное время на предрассудки - о силе и слабости, мужском и женском, временном и вечном. Жизнь - это выход за пределы.

 - Для меня фрики - это люди, осознавшие и принявшие своё отличие от окружающих, - признался главный фрик мировой моды.

Спасибо, Жан-Поль, что рассказали нам свою историю.

 

Фото Игорь Червяков

 

/

Фото Игорь Червяков

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ