Культура

Территория катарсиса

Международный фестиваль-школа «Территория» состоится в Москве с 10 по 24 октября. Это один из немногих фестивалей, который в основной программе объединяет все жанры современного искусства: театр, танец, опера, contemporary art, а также лекции и мастер-классы, потому что сегодня саморазвитие - важнейшее из искусств.
Reading time 2 minutes
"Русалка"

Эпиграф у осеннего фестиваля был мощный, вернее сказать, пронзительный. Летом на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко британский танцовщик и хореограф Акрам Хан показал свое прощальное соло XENOS - “Чужестранец». Этим спектаклем он завершил танцевальную карьеру. Он танцевал личную драму исполнителя традиционных индийских танцев, призванного во время Первой мировой войны, в ряды солдат Британской армии. Акрам Хан посмотрел на самого себя сквозь зеркало истории и на мировой конфликт взглядом беззащитного человека, которого даже талант не защитил. Москва была последней точкой на карте прощального мирового тура Акрама Хана.

Надо предупредить, на фестивале «Территория» каждый спектакль будет потрясением. Иногда болезненным, но после такой боли приходит катарсис. В общем-то это один из основных законов театрального искусства, особенно важный в современном мире новейших технологий - трансляций, записей, дополненной реальности- заменяющих человеку счастье живого соприкосновения с искусством. Но чтобы в XXI веке человек испытал потрясение (не просто какое-то коротковременное чувство или эмоцию-вспышку) от увиденного надо очень тонко чувствовать свое время. Кураторы фестиваля «Территория» - Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Кирилл Серебренников, Роман Должанский и Василий Церетели - приглашают тех, кто этим качеством обладает.

Мы не будем рассказывать подробно про каждое событие, потому что в искусстве должен быть элемент неожиданности, сталкиваясь с которым человек что-то новое доя себя открывает и что-то главное для себя понимает.

Поэтому - только несколько строк о каждом событии.

Театр

Режиссер и драматург вьетнамского происхождения Каролин Нгуен, живущая и работающая во Франции, представит спектакль «Сайгон»  о судьбах вьетнамских эмигрантов в Париже. О том, как не раствориться маленькому человеку в Большом городе. А может быть, лучше раствориться? После спектакля каждый зритель сам ответит себе на этот вопрос.

Известный австралийский режиссер Саймон Стоун продолжает интерпретировать миф о Медее. Летом на Зальцбургском фестивале прошла премьера его постановки оперы «Медея» Керубини, осенью на фестивале «Территория» мы увидим другую его трактовку древнегреческой трагедии. Режиссер ставит знак подобия между трагедией дочери царя Колхиды и историей американки Деборы Грин, которая во время развода отравила мужа и подожгла собственный дом, где сгорели ее дети.

От швейцарского режиссера  Мило Рау, одного из самых отчаянных и смелых деятелей современного театра, точно не стоит ждать легких пьес. С его стороны назвать спектакль «Пять легких пьес» это был радикальный жест. Спектакль создан совместно с бельгийским культурным центром САМРО, реализуюшим театральные проекты с подростками. На сцене юные артисты вместе со взрослыми осмысляют одну из самых страшных страниц в истории Бельгии - дело маньяка Марка Дютру.

Филипп Гоигорьян поставил пьесу Павла Пряжко «Пушечное мясо» (совместно со Школой-студией МХАТ, Мастерской Дмитрия Брусникина и Акsenov Family Fondation). В центре сюжета - взаимоотношения художницы, куратора галереи и их общей подруги.

В спектакле Романа Феодори и Александра Андрияшкина «Питер Пэн. Фантомные вибрации» заняты около ста разных участников и 9 артистов театральной компании «Июльансамбль». Даже если это сказка, намек в ней будет важный - смотрим вдумчиво.

Знаковым событием фестиваля станет спектакль «Цинк (Zn)” Молодежного театра Литвы и Театра Meno Fortas великого литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса, ушедшего из жизни в прошлом году. В основе постановки - документальная проза лауреата Нобелевской премии Светланы Алексиевич. Ее книга «Цинковые мальчики» основана на воспоминаниях друзей, жён и матерей солдат, служивших в советской армии и принимавших участие в боевых действиях в Афганистане с 1979 по 1989 год.

Данью памяти литовскому гению станет и показ спектакля его ученика молодого режиссера Адомаса Юшке «Вымыслы» по произведениям Хорхе Луиса Борхеса с известным актером Арунасом Сакалаускасом в главной роли, который играл во многих спектаклях Эймунтаса Някрошюса

Танец

Хореограф Филипп Сэр из Швейцарии в своем спектакле «Вакуум» использует оптические иллюзии - сквозь свет и визуальные образы ярче проступает красота пластики человеческого тела.

В релизе спектакля Гильерме Ботело «Косой дождь»  написано «неизвестные герои идут, бегут, падают и поднимаются, останавливаются и продолжают путь». Жизнь - это вечный танец, да.

Американская танцовщица и хореограф Мег Стюарт в своем творчестве исследует повседневные движения и состояния тела, эмоциональную память, В Москве она сделает своего рода краткий обзор своих исследований - покажет фрагменты своих спектаклей и значимые для нее постановки.

Константин Кейхель вместе с артистами Воронежского камерного театра в спектакле «Безмолвная весна» языком танца перескажет роман-антиутопию Олдоса Хаксли «Обезьяна и сущность».

Опера

«Русалка» Антонина Дворжака в постановке Тимофея Кулябина в прошедшем сезоне стала одной из самых значимых премьер Большого театра. Во-первых это первая постановка оперы «Русалка» за всю историю Большого театра. Во-вторых, есть в этой новой «Русалке» что-то и к нашему времени подходящее.

Спектакль «Октавия. Трепанация»  Бориса Юханонова на музыку Дмитрия Курляндского - первый опыт копродукции одного из крупнейших фестивалей мира Holland Festival и российского театра. Опера была создана к столетию революции 1917 года, в основе либретто - эссе Троцкого о Ленине (1924) и фрагменты приписываемой Сенеке пьесы о римском императоре Нероне. Очередная попытка провести параллельные линии между прошлым и настоящим. Или поставить знак подобия - насколько уместный, каждый зритель решит сам.

Хореограф Анна Абалихина совместила камерный вокальный театр и танец. В ее спектакле «Закрой мне глаза» заняты артисты Пермского театра оперыи балета и хора musicAeterna. Певцы танцуют, танцовщики поют. И все вместе танцуют и поют.

Выставки

В Московском музее современного искусства откроется персональная выставка Йоко Оно «Небо всегда ясное» и разумеется, вызовет ажиотаж.

Но одним из главных событий фестиваля станет выставка «Человек размером с дом», посвященная режиссеру, артисту и уникальному педагогу Дмитрию Брусникину. В Образовательном центре МОММА куратор выставки Ксения Перетрухина составила из архивных материалов повествование о его жизни и судьбе.

Эта выставка предваряет первый Фестиваль документального театра им. Дмитрия Брусникина, который в ноябре проведет Театр «Практика».

Узнать подробную афишу и площадки можно на сайтефестиваля http://territoryfest.ru. И не забудьте посмотреть расписание лекций.

Фото предоставлены пресс-службой Международного фестиваля-школы «Территория»

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ