Культура

Тартюф в гриме Джокера

В Театре на Таганке состоялась премьера спектакля «Lё Тартюф. Комедия». Новую постановку пьесы Мольера осуществил режиссер Юрий Муравицкий. Впервые, спустя более чем полвека после легендарного спектакля Юрия Любимова, долгие годы пользующегося успехом у зрителей разных поколений, на этой сцене появился другой «Тартюф». К счастью, смелость трактовки вполне соответствует свободному, революционному духу любимовской «Таганки»
Reading time 40 seconds

«Lё Тартюф. Комедия»- микс классики и поп-культуры. Режиссер использовал классический текст в стихах – никаких ремарок современности на полях - вроде сленговых словечек, изменений в сюжете или заигрываний со зрителями. Но визуальный ряд сложен из цитат и отсылок к масскульту (художник – Галя Солодовникова). Раскрасить заново классическое полотно, сделав «высокое искусство» частью массовой культуры– распространенный сегодня прием. Например, Джоконду современные художники то и дело пытаются поместить в другую реальность, к ней отношения не имеющую, чего только ей ни пририсовывают: от усов до пирсинга, Так и новый «Тартюф» дополнен яркими деталями, не имеющими отношения к эпохе Мольера. Но мольеровская эпоха мастерски пародируется в спектакле.

Тартюф (Роман Колотухин) эффектно появляется в образе рок-музыканта, похожего на вокалиста группы The Cure Роберта Смита, а его грим печального клоуна напоминает Джокера. Он всегда улыбается, но всегда что-то замышляет, ведь люди такие доверчивые. По сюжету, кто помнит, он играет в святошу, но не то чтобы заинтересован в святости, просто для него это самый простой способ быть вне подозрений. Танцы под электронную музыку (композитор Луи Лебе), неоновый крест – явная отсылка к сериалу «Новый Папа».

Пожалуй, общую стилистику постановки можно назвать кэмпом –эстетский вкус, подчеркнутая чувственность, который в современной культуре связан с дискуссией о гендерных стереотипах и границах дозволенного, но также соответствует придворной культуре стыдливо эротичной эпохи барокко.

Костюмы, прически, выбеленные лица, жеманные манеры, все эти рюши и банты, пастельные цвета…Порой возникало ощущение, что режиссер пытается превратить пьесу Мольера в комедийное реалити-шоу: что победит правда или ложь, зависит от смекалки обоих команд.

 

/

«Lё Тартюф. Комедия» Юрия Муравицкого – образец театрального китча, в котором можно разглядеть и влияние перформансов петербургской «Новой Академии Изящных Искусств» , участники которой во главе с Тимуром Новиковым одними из первых сделали частью современного российского искусства тот самый эстетский вкус, подчеркнутую чувственность. По сути, это тоже игра с переодеваниями, но не в античных героев, а французских вельмож XVIII века.

Здесь китч постепенно превращается в кэмп и приобретает изысканность, с которой новоакадемисты отказались от авангарда в пользу классики, понимая, однако, что в современном мире классика может быть воспроизведена только в виде гротеска. Так отчетливее прозвучат темы, которые и сейчас актуальны, возможно, именно сейчас особенно актуальны.

Юрий Муравицкий поставил перед артистами сложную, но интересную задачу – рассказать злободневную историю в стихах. Так чтобы не звучало фальшиво, было смешно, но в тоже время серьезно. Им надо было во всех этих костюмах, париках, в гриме чувствовать себя естественно и так рассказать эту историю, чтобы зрители поняли, это и про нас немножко. Главный герой - и наш современник, поскольку манипулировать другими, подчеркивая свою безгрешность – прием на все времена. Юная Мариана в исполнении Полины Куценко – девушка с кукольным личиком, в наши дни такие как она имеют безупречный аккаунт в Инстаграм, но Барби не падки на святош.

В какой-то момент вдруг понимаешь, что ждешь какой-то неожиданной развязки со школьных лет знакомого сюжета. Потому что воспринимаешь историю этого парня в гриме Джокера как что-то новое, к нашим дням подходящее. А классическая пьеса – только скорлупа, из которой может вылупиться цыпленок, а может, дракончик.

Сделать знакомое непредсказуемым – тоже прием из области актуального искусства.

Так что вы думаете, все-таки, дракончик? Не скажу. Юрий Муравицкий ставит классическую пьесу, чтобы найти в знакомом непредсказуемое.

/

Фото предоставлены пресс-службой Театра на Таганке

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ