Культура

Потому что любовь – высшая сила

Как завершится празднование 100-летия БДТ им. Г.А. Товстоногова и что писал Ян Фабр по ночам в личных дневниках
Reading time 2 minutes

В декабре БДТ им. Г. А. Товстоногова завершает празднование своего 100-летия Программой современного искусства “Фанерный театр”. Жест очень в духе художественного руководителя театра Андрея Могучего, который переосмысливает прошлое только сквозь призму настоящего.

"Фанерный театр” осуществлен в партнерстве с Фондом культуры и искусства “ПРО АРТЕ” и представляет собой концептуальный архитектурный объект, который создали художник Александр Шишкин-Хокусай, режиссер Андрей Могучий и архитектор Андрей Воронов. По их замыслу, вторжение фанерной конструкции в пространство классического театра XIX века возвращает зрителя в 1919 год. Архитектурная инсталляция «Фанерный театр» посвящена Александру Блоку, первому художественному руководителю БДТ, и выдающимся художникам, работавшим в театре в 1920-30-е годы.

Фанерный театр установлен в Основном здании БДТ, функционирует как настоящий театр и имеет собственную сценическую площадку и зрительный зал на 30 мест. Он открылся в ноябре показами видеоработ американского художника Билла Виолы, которого называют “Рембрандтом видеоарта” за его завораживающие видео, действительно напоминающие ожившие картины старых мастеров. Следующие показы состоятся 25, 27 и 29 декабря. Зрители увидят видео “Три женщины”. Перед показом экскурсию по Фанерному театру проведет искусствовед и арт-критик Глеб Ершов.

По словам Билла Виолы, «Три женщины» навеяны произведениями греческой похоронной скульптуры, живописными портретами Джакометти, скульптурами Микеланджело и произведениями суфийских мистиков.

10 декабря прозвучит премьера произведения композитора Бориса Филановского «Архитектон Тета» – звуковой скульптуры для ансамбля, хора и слушателей в движении. Экспериментируя с пространством, композитор создаст из ансамбля и хора сложное звучащее тело, превращая архитектурную инсталляцию в гигантский музыкальный инструмент.

 

Кульминацией Программы современного искусства в БДТ станет фестиваль Яна Фабра — Love is the Power Supreme («Любовь — высшая сила»), который проводится совместно с компанией «Троблейн/Ян Фабр» (Troubleyn/Jan Fabre) и продлится до 16 декабря. Художник и режиссер Ян Фабр (на фото) российским зрителям хорошо известен – его спектакли показывали в рамках Фестиваля «Территория», его выставка проходила в Главном штабе Государственного Эрмитажа, надо сказать, и то и другое вызвало немало шума. Но факт неоспоримый – сегодня творчество Яна Фабра – один из самых ярких примеров синтеза искусств, которого требует современность.

 

14, 15, 16 декабря состоится российская премьера спектакля «Ночной писатель». Новая версия создана специально для сцены «Фанерного театра БДТ» и основана на дневниках художника.

«Ночной писатель» станет первой репертуарной режиссерской работой Яна Фабра в России.

Это путешествие из юности Фабра в его сегодняшнее состояние в потоке размышлений о творчестве, жизни, физическом и ментальном существовании. И да, в личных дневниках Яна Фабра есть провокационные подробности о художнике – вы готовы испытать эффект подслушивания?

В главной роли - Александр Молочников/ Андрей Феськов

13 и 14 декабря на Основной сцене театра – постановка Preparatio Mortis («Приготовление к смерти»).

Ян Фабр часто заявлял, что для него создание искусства означает подготовку к смерти. Вот что написано в релизе спектакля: «Preparatio mortis — еще одна вариация на темы жизни, смерти и перерождения человека. Современное общество табуирует смерть, приговаривает её к холодному, стерильному окружению домов престарелых и больниц. Ян Фабр в Preparatio mortis уделяет почётное место жизни, он разрушает табу, создавая спектакль-посвящение человеческому телу, его трансформации и утопическому идеалу» И далее про само действо: «В Preparatio mortis могила обрастает гигантским покрывалом из жёлтых, красных, лиловых и белых цветов. Цветное одеяло дышит ритмично, в то время, как из него появляется кисть, затем рука, голова и две босые ноги. Исполнительница восстаёт из мёртвых. Каждое движение, дыхание и взгляд девушки становятся значительным событием, свидетельствуя о возрождении, даже вожделении к жизни. Смерть становится полем позитивной энергии и двигателем для новых мечтаний и желаний. Это животворящее дыхание определяет ритм Preparatio mortis: медленное дыхание оживающего покрывала из цветов, дыхание кошачьего танца исполнительницы и дыхание органа, который выдувает воздух, производя звук».

Preparatio mortis создан с/для исполнительницы Аннабель Шамбон и органной музыки композитора и органиста Бернара Фокруля, бывшего директора оперы в Де Мюнт/Ла Моннэ (Брюссель) и сейчас директора оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе.

 

«Через смерть мы учимся смотреть на жизнь по-другому. Смерть способствует более полному, более глубокому видению жизни вокруг нас – я постоянно гонюсь за посмертным этапом жизни», — говорит Ян Фабр.

Кроме тогосо 2 по 15 декабряв Пространстве 59 в БДТ на Фонтанке будет проходить выставка-инсталляция художника Пьера Кулибёфа (Pierre Coulibeuf) — «Воины красоты», посвященная переводу театрального мира Яна Фабра на язык кино. 

Пьера Кулибёф рассказал, что «Воины красоты» — это переписывание театрального мира Фабра внутри жанра кино: фантазия, персонажи которой — личности, посвящающие себя странным, абсурдным ритуалам (они безумцы?) внутри лабиринта из стен (это сумасшедший дом?). Эти ритуалы представлены в виде постоянных, бесконечных хореографических движений. Фильм — это ре-интерпретация мира Яна Фабра; это проекция в другое измерение, вымышленный, иной мир, таинственный, основанный на греческом мифе».

 

"Сегодня театр приходит в музей – это тенденция. В нашем случае все наоборот: инсталляция, по сути – музейный объект, предмет мира современного искусства, поселилась в театре. Мы придумали «Фанерный театр», с одной стороны, как некий жест, метафору обновления, перерождения театра, с другой – это мощный знак, метафора искусства. Искусства, которое всегда нарушает границы, дает новый, парадоксальный взгляд на жизнь", - Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ

Подробности и расписание - на официальном сайте театра http://www.bdt.spb.ru

 

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ