Культура

Ответ на страх и тревогу

До 6 июня в петербургской галерее современного искусства Anna Nova можно увидеть выставку американского художника Джонатана Монагана «След, оставленный будущим».
Reading time 56 seconds

Сейчас обстоятельства вынуждают галереи и выставочные пространства переходить в онлайн режим, но мы надеемся, что до начала лета у нас снова появится повод ходить по выставкам и без спешки наслаждаться качественным видео артом. 

Джонатан Монаган - американский компьютерный аниматор и художник. Получил степень бакалавра в области компьютерной графики в Нью-Йоркском технологическом институте. Участник таких престижных выставок и фестивалей как Ars Electronica (Австрия),  кинофестиваль Сандэнс (США), а также выставки «Искусственный интеллект и диалог культур» (Государственный Эрмитаж, Россия) . 

L’OFFICIEL RUSSIA поговорили с ДЖОНАТАНОМ МОНАГАНОМ, который несмотря на непростую ситуацию в мире все-таки лично приехал в Россию монтировать выставку и даже провел онлайн паблик ток с участием заведующего сектором современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрия Озеркова. 

Джонатан, расскажите, что стало стимулом для создания инсталляции  «Прямиком из бездны»?

Я сделал свою видео инсталляцию «Из Бездны» как ответ на страхи и беспокойства, которые  возникают у нас и у всего мирового сообщества по поводу будущего. В своем видео я использую символы и рассказы, связанные с Апокалипсисом и объединяю их с изображениями современных технологий и товаров массового потребления. Все это в итоге получается довольно забавно и смешно, но, тем не менее, я вкладываю в свою работу довольно серьезный подтекст. 

Конечно, на момент создания произведения я еще не подозревал, с какими событиями придется столкнуться всему миру. 

Как вы думаете, искусство может изменить этот мир через боль и слезы или, как в вашем случае, через радость и смех?

Я рассматриваю свои произведения как терапию неопределенного будущего. Наша зависимость от цифровых технологий создала искажения между реальным и виртуальным, а также между нами и природой. Я надеюсь, что мои работы могут помочь людям преодолеть этот разрыв и повысить уровень критической осведомленности.

Как вы создаете свои произведения? Расскажите на примере одной из работ, которая показана в Петербурге? 

Все произведения для галереи Anna Nova были созданы с использованием компьютерной 3D графики. Обычно я делаю свои видео и принты с помощью техник, которые используются для  голливудских спецэффектов. Сначала создаю виртуальные формы, которые затем отображаются в виде анимации или кадров для печати. Даже мои скульптуры происходят из этого виртуального мира и напечатаны на 3D-принтере

Как обогащают искусство новейшие технологии и наоборот, что отнимают, возможно, делают его более предсказуемым? Зритель понимает, что здесь нужны знания в области программирования, которые часто заменяют вдохновение? 

Все, что я создаю-результат компьютерного программного обеспечения, и я не смог бы достичь того, чего я хочу достичь любым другим способом. Например, у меня нет навыков живописца или скульптора, но я могу создавать все, что мне хочется с помощью компьютера. Так что для меня это огромный креативный инструмент. Многое из того, что я создаю, просто невозможно сделать другим способом. Людям не нужно понимать все детали того, как я делаю свою работу, чтобы оценить ее, потому что она очень наглядна.

Вы уже показывали свои работы в Петербурге. Какая главная особенность этого города?

Для меня была большая честь выставить одну из моих работ в Эрмитаже в прошлом году. Я одержим архитектурой в стиле барокко и всеми деталями этого музея. Я вижу параллель от богатства и упадка эпохи барокко до нашей одержимости технологиями сегодня. Архитектура в стиле барокко - иллюзия, созданная для того, чтобы обмануть зрителя, я думаю, что она очень похожа на современные цифровые технологии.

Недавно в Нью-Йорке прошла ярмарка современного искусства Armory Show. Какие открытия вы для себя сделали? Что произвело на вас впечатление и стало неожиданностью?

Я выставлял свои работы  на арт ярмарке SPRING / BREAK, которая проходила в рамках Armory Art Week. Тема ярмарки  этого года- была «В избытке». Я показал свои видео, созданные с использованием программного обеспечения CGI. Эти работы имеют очень  качественное изображение и присваивают глянцевую визуальную эстетику рекламы, в качестве средства изучения одержимости материальным избытком в цифровую эпоху.

Как вы думаете, что измениться в жизни и в нашем отношении к жизни, после того как пройдет пандемия?

Конечно, я как и все, сильно обеспокоен всей этой ситуацией. С помощью цифровых технологий мы можем работать удаленно и практиковать дистанцирование в обществе легче, чем когда-либо прежде, но это может вызвать изоляцию и отчуждение. Надеюсь, когда это будет безопасно, мы снова по-настоящему примем человеческий контакт. В моей работе есть изображения мягких тканей и поверхностей, к которым вы хотите прикоснуться, но вы не можете, потому что это все виртуальные изображения. В моей работе также нет людей. Экран компьютера ставит расстраивающий барьер между нами и естественным образом жизни, и моя работа исследует этот разрыв. 

Я надеюсь, что эта пандемия не заставит нас больше полагаться на цифровые технологии для социального взаимодействия. Мы можем потерять что-то важное, если это произойдет

 

/

Мы попросили рассказать о выставке основательницу галереи Anna Nova 

Анну Баринову

Что вам кажется наиболее интересным в работах Джонатана?

В работах Джонатана речь идет об окружающей среде и экологии, а также о стремлении к тотальному наблюдению и контролю, средствах массовой информации. Сейчас мы наглядно видим, что в мире существует большое беспокойство по поводу устойчивости и будущего нынешней системы (отдельно взятой страны или мира), которая находится довольно в шаткой ситуации, и работы Джонатана как раз об этом.

Галерея Anna Nova регулярно проводит выставки зарубежных современных художников. Что новое поколение арт-звезд знает о российском искусстве? И что прежде всего у молодых художников ассоциируется с русской культурой?

К сожалению, иностранные художники часто приезжают к нам именно на свои выставки и не успевают ознакомиться с локальной арт-сценой. Для того чтобы они больше узнавали о нашей культуре, нужно создавать резиденции в разных городах России, где наши и иностранные авторы смогут работать вместе, создавать совместные проекты и обмениваться опытом. Кроме того, важно организовывать международные ярмарки, проводить и участвовать в культурных конференциях и форумах, а также содействовать продвижению наших художников на международном рынке. Если говорить о Джонатане, то в его искусстве заметен классический «русский след»: образы Зимнего дворца и яиц Фаберже, которые можно обнаружить в его работах. У него есть целая серия отпечатков «После Фаберже», созданных под впечатлением от императорских пасхальных яиц на одной из экспозиций в Балтиморе. Видео же с Зимним Дворцом, переосмысляющее архитектуру здания с помощью искусственного интеллекта,  Монаган создавал специально для выставки в Эрмитаже прошлым летом. 

Кто из российских художников, на ваш взгляд, также оригинально использует новейшие технологии в своем творчестве?

Конечно же, это художник нашей галереи Егор Крафт, который исследует, как новейшие технологии влияют на восприятие мира и вмешиваются в ход экономических и политических процессов. Один из своих текущих проектов Content Aware Studies он делает в коллаборации с искусственным интеллектом: воссоздает утраченные фрагменты античных фризов и скульптур посредством алгоритмического анализа машинного обучения. Также я бы обратила внимание на финалиста конкурса Nova Art Дмитрия Морозова, который работает под псевдонимом vtol и специализируется на создании роботизированных инсталляций.

 

 

 

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ