Культура

Он разрешал супермоделям все

В рамках Фестиваля фильмов об искусстве The Art Newspaper Russia Film Festival состоялась российская премьера документального фильма «Питер Линдберг. Женские истории» (режиссер Жан-Мишель Вечит, 2019)
Reading time 1 minutes

Документальный фильм, посвященный одному из самых знаменитых фотографов современности, показали дважды: сначала в кинотеатре музея «Гараж», потом – в Мультимедиа Арт Музее.

Перед тем как посмотреть фильм, уже после смерти Питера Линдберга в начале сентября, я написала в своем дневнике, кем он был лично для меня. Именно Питер Линдберг отчасти ответственен за то, что в ранней юности я покупала все глянцевые журналы и мечтала стать героиней его съемки. Потом решила, что точно возьму у него интервью. Не случилось. А два года назад, рассматривая сделанные им фотографии труппы New York City Ballet я точно поняла, что в следующей жизни буду балериной. Он умел запечатлеть мечту.

Перед премьерой я думала о том, что его каждую его фотографию определю из тысячи, а что я знаю лично о нем? Настоящее имя Петер Бродбек, до того как уехал в Париж жил с семьей в немецком городе Дуйсбурге. Прославился после 40 лет, и на протяжении более трех десятилетий оставался непревзойденным мастером модной фотографии. Творил все что ему хотелось, не ведал преград, не использовал ретушь и фотошоп, признавал только подлинную красоту и научил нас ее верно распознавать.

В фильме последовательно показана его жизнь и четко проступает судьба. Не случайно кино заканчивается воскресением мальчика Петера, замерзшего на пути из польского городка Лешно в Германию после освобождения Польши советскими войсками. Мальчик отогрелся и сделал вдох. Так со смерти началась его жизнь и сбылось все предначертанное судьбой.

О жизни Питера Линдберга, разумеется, рассказывают только женщины. Сестра делится детским воспоминаниями. Жены первая Астрид, вторая - Петра - историей любви. Модели – случаями на съемках.

Он интересовался искусством, уехал учиться в Берлин, тогда еще сильно разрушенный войной. Увлекается творчеством художника Йозефа Бойса, отразившего в своих произведениях послевоенную травму с помощью войлока, воска и других материалов. У них есть общий мотив в судьбе. И что-то неуловимо общее в творчестве. Во время войны Йозеф Бойс, служивший летчиком в немецкой армии, был сбит советскими самолетами в крымских степях, и местные татары воскресили его с помощью войлока и воска.

Еще он вдохновлялся творчеством представителя венского акционизма Германа Нитша и хореографа Пины Бауш.

Другим неисчерпаемым источником вдохновения для Питера Линдберга была живопись Винсента Ван Гога.

Яркие краски выжженного солнцем французского Прованса и постиндустриальные пейзажи израненной чувством вины Германии.

Этих художников роднит душевная травма. И умение разглядеть подлинную красоту в жизни сквозь зеркало искусства.

Этим он и занимался на самой вершине гламурного мира, на страницах глянцевых журналов, снимая рекламные кампании лучших модных домов мира и трижды календарь Pirelli.

Он сделал моделей супермоделями, всего лишь разрешив им быть естественными, искренними, неловкими, робкими, забавными.

В фильме много смешных моментов. Ничто так не способствует дружбе, как смех. И совместное преодоление страха. Наоми Кэмпбэлл, не умеющая плавать, прыгает в бассейн, закрывает лицо руками, хохочет и дрожит. А во время другой съемки она сидела под каким-то железнодорожным мостом, ела хот-дог и говорила, что это лучший обед в ее жизни.

Наоми Кэмпбелл, Кристи Тарлингтон, Линда Евангелиста, Татьяна Патитц, Кейт Мосс, Наталья Водянова, Мила Йовович, Ума Турман…

-  Он разрешал нам танцевать, дурачиться, – сказал кто-то из них. Он своим моделям, точнее супермоделям, все разрешал. А ему разрешали все редактора модных изданий, дизайнеры. Он снимал на пустынных пляжах Камарга (подружился с местными цыганами), на оживленных улицах Лос-Анджелеса, где постоянно сталкиваются блеск и нищета, он разрешил Уме Турман побыть простой девчонкой.

/

Рабочие моменты в фильме чередуются с личной историей любви. Первая жена Астрид была верной спутницей в период творческих странствий: Берлин, Париж, тот самый выжженный солнцем Арль, где Питер Линдберг искал следы Ван Гога, центральный вокзал Нью- Йорк.

Питер Линдберг предугадал современную моду, которая, пройдя все ступени гламура, переболела анорексией, отказалась от канонов красоты и наконец-то, разрешила себе все – как он все разрешал своим супермоделям – танцевать и дурачиться.

Вторая жена – почти тезка Петра – призналась, что ревновала, совсем немножко. Ага, столько красавиц вокруг, а он выбрал ее, простушку, не очень красивую, на первый взгляд. А на взгляд Питера Линдберга – самую красивую из всех. Но именно его взгляд всегда был безошибочный.

Знакомство с Петрой на Гоа, их любовь на острове Стромболи, что к северу от Сицилии, там же работа – очередная фотоистория, предвосхитившая современную моду. Действующий вулкан, бескрайнее море, снова пустынный пляж, женскую красоту оттеняет красота природы, делает ее такой же естественной, такой же вечной – несмотря ни на что. И как бы человек ни старался все разрушить, есть высшая сила, которая не даст это сделать. Про это снимал Питер Линдберг там, на острове Стромболи.

Заснеженный городок Лешно, текстильный магазин, манекены без рук, освобождение Польши, советские песни и долгий путь туда, где жизнь стала судьбой.

2011 год. Москва. Большой театр. Питер Линдберг снимает репетиции. Мода и балет – та самая красота, которая требует жертв. Питер Линдберг доказал, что это не так. Он доказал, что красота требует от женщины самого простого - быть самой собой.

Фото: пресс-служба фестиваля The Art Newspaper Russia Film Festival

 

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ