Культура

Он любил в танцовщиках изъяны

Международный фестиваль современной хореографии Context под руководством прима-балерины Мариинского театра Дианы Вишневой стартовал в Москве и Санкт-Петербурге премьерой документального фильма «Каннингем» Аллы Ковган, посвященного знаменитому американскому танцовщику и хореографу Мерсу Каннингему.
Reading time 46 seconds

Фильм приурочен к 100-летию со дня рождения Мерса Каннингема, снят в технологии 3D, состоит из архивных съемок и реконструкций танцев, которые Мерс Каннингем создал в период с 1942 по 1972 год. Вообще-то, он ставил танцы до самой своей смерти в 2009 году.

Для спектаклей Мерса Каннингема писал музыку основатель музыкального авангарда Джон Кейдж, декорации создавали художники Энди Уорхолл, Роберт Раушенберг, Джаспер Джонс и Фрэнк Стелла. Это была эпоха перехода от модерна к постмодерну. Звезды современного искусства только начинали свой путь – были новаторами, не понятыми, порой не принятыми, но всегда бескомпромиссно и смело играли по своим правилам.

Сразу надо предупредить: кино сделано явно с расчетом на тех зрителей, которые имеют представление о том, какой вклад в развитие музыки ХХ века внес Джон Кейдж и почему сегодня Роберт Раушенберг – один из самых дорогих американских художников. Во время его ретроспективы в Музее современного искусства в Нью-Йорке сотрудничеству Роберта Раушенберга с труппой Мерса Каннингема был посвящен отдельный зал. Но в конце концов, цель Аллы Ковган была не в том, чтобы рассказать как изменилось американское искусство после Второй мировой войны, но как один человек изменил мир танца.

Мерс Каннингем

Мерс Каннингем отказался от канонов балетного искусства, избавил танец от необходимости выражать чувства и эмоции, позволил танцовщикам быть самими собой и принять свои изъяны. В фильме танцовщики его труппы говорили: «Он больше всего любил в нас наши изъяны». Потому что танец – не преодоление, но принятие.

На архивных записях показан процесс репетиций. Юноша в светлой квартире использует батарею вместо балетного станка. Учитель, к которому на первый урок пришла только одна ученица. Руководитель собственной труппы, лучший друг для своих танцовщиков, ошибающийся со всеми на равных, побеждающий стереотипы.

Танец не зависел от музыки, но был сам по себе произведением искусства. Да и не было в музыке Джона Кейджа ритма и мелодии, под которые бы диктовали танцовщикам свои условия. Это была совсем другая музыка – не для балета. Точнее, для другого балета.

В его спектаклях все было по другому – движения, музыка, костюмы, отсутствие границ между публикой и артистами. Это сейчас мы привыкли к перформансам в театральном зале, и к спектаклям в неожиданных местах. Тогда в Париже в Мерса Каннингема кидали помидоры и яйца. Его первый триумф случился в Лондоне – самый чуткий к революционерам от искусства город, притворяющийся консервативным.

Фрагменты гастролей труппы в разных городах чередуются с новыми съемками спектаклей Мерса Каннингема, воссозданных молодыми танцовщиками в парках, на улицах, на крышах Нью-Йорка. Его постановки кажутся смелыми даже сейчас. Костюмы как вторая кожа, вместо декораций – стул, шкаф или космические надувные подушки Энди Уорхола. Артисты танцевали на фоне яркого полотна Роберта Раушенберга в повторяющих эту расцветку костюмах и сливались с задником, напоминая диких животных в тропическом лесу.

Или в индустриальных пейзажах под шум проезжающих машин и поездов изображали жестокость. «Прежде никто не показывал насилие посредством искусства», - говорили критики в середине 60-х годов прошлого века. Мерс Каннингем всегда искал правду – в искусстве, в жизни, в самом себе и людях, которые его окружали.

Поэтому он любил в своих танцовщиках их изъяны. И сам не боялся выглядеть нелепым, создавая новые каноны красоты.

Впрочем, даже если вы чего-то не поймете про американское искусство из фильма, ничего страшного – будет повод открыть книгу. А во время просмотра – просто наслаждайтесь танцами, которые даже в наши дни выглядят смелее многих современных постановок. В конце вы непременно поймете, что актуальным искусство делает правда. Настоящее –в прошлом, и в будущем.

Фильм «Каннингем» в прокате с 6 февраля

Фестиваль Context Дианы Вишневой продлиться до 9 декабря. Самые знаковые события театральной программы пройдут в Москве уже на этой неделе. 4 и 5 декабря в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина танцевальная компания La Veronal покажет спектакль Маркоса Морау Equal Elevations, который испанский хореограф задумал как диалог между танцовщиками и скульптурой.

5 и 6 декабря в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко можно будет увидеть спектакль Grand Finale одного из ведущих хореографов современности Хофеша Шехтера. Музыку к своему комичному, мрачному и прекрасному спектаклю Хофеш Шехтер написал сам. В прошлом году постановка была номинировала на Премию Лоуренса Оливье.

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ