Культура

Можно построить целый мир в пустой комнате

Художница Мария Янковская в период карантина открыла онлайн галерею Yankovskaya Gallery. Первая совместная с фотографом Дмитрием Журавлевым выставка называется «Быть и казаться.2019». Пять фотографий, на которых Мария предстоит в образах со своих плотен можно увидеть на сайте yankovskayagallery.com Мария Янковская родилась в Санкт-Петербурге, в семье художников. Сейчас живет и работает в Москве. С детства увлекалась модой, образование получила на кафедре «Дизайн костюма» в Художественно-промышленной академии им. Штиглица. После получения диплома основала свой бренд, но быстро поняла, что ей ближе изобразительное искусство, впрочем, любовь к моде нашла отражение и в живописи Марии Янковской. В интервью L’OFFICIEL RUSSIA художница рассуждает о том, что происходит с модными атрибутами, когда они попадают в искусство и призналась, что онлайн галерея ей нужна для того, чтобы писать свои мысли максимально откровенно.
Reading time 34 seconds

- Мария, ваш художественный стиль, который, наверное, можно назвать «гламурный реализм» сформировался во время обучения на дизайнера костюма?

Я бы его скорее назвала «идеалистический реализм». А еще однажды журналисты очень удачно окрестили мой стиль «прохладный эротизм». Хотя, пока что его точное название не выкристаллизовалось, несмотря на его яркость. Слово «гламур» у меня вызывает скорее неприятные ощущения и ассоциируется с чем-то из начала нулевых, с чем-то что выходит из моды. Искусство не выходит из моды, но оно пересекается с миром моды через какие-то говорящие знаки в нём. При этом модные атрибуты, попадая в искусство несут совершенно другой месседж, нежели на подиуме. Они сразу превращаются в историю и необходимость им быть модными сейчас автоматически отпадает. Моё обучение дизайну было всего лишь первым звонком к пробуждению внутреннего видения и желания транслировать свой стиль. Потом это получилось через живопись. 

- Почему вы занялись именно живописью, а не fashion-иллюстрацией? Как влияет формат на сюжет картины?

Иллюстратор по сравнению с художником никогда не бывает свободен. У иллюстратора есть заказчик, которого нужно удовлетворить. А искусство рождается сугубо из внутреннего мира художника и его искренних побуждений сделать что-то уникальное. В процессе рождения искусства не должно присутствовать мнение со стороны и коммерческая составляющая, а так же сведения о целевой аудитории. Все эти факторы уничтожают искусство, убивают его. На этом остатке вырастает иллюстрация, как механический процесс создания картинки. Из своего сегодняшнего положения я соглашаюсь иногда выполнять иллюстрации, но с той оговоркой, что никто своим контролем и мнением не будет на меня влиять. В таком случае гарантией того, что иллюстрация получится хорошо служит моё имя. 

- Мода - это всегда синтез творчества и бизнеса. Современное искусство также сильно зависит от арт-рынка? Можно ли сегодня назвать художника успешным, если его работы мало продаются?

Успешным такого художника назвать нельзя, но это не мешает ему быть «хорошим художником», если он таков. Успешность — это всё таки умение монетизировать свой труд. Разумеется, искусство зависит от арт-рынка, но специфика этого бизнеса в том, что маркетинг не может начинаться в мастерской художника. Иначе это будет не искусство, а конъюнктура. Маркетинг в искусстве возможен, но начинаться он должен строго за дверьми мастерской. В моде маркетинг пронизывает все внутренние процессы, поэтому быть творцом в мире моды сложнее и больше сопротивление. Но это не мешало многим большим гениям реализовываться творчески в моде: Ив Сен Лоран, Александр МакКуин, Карл Лагерфельд. 

- Какое место в Москве, на ваш взгляд, обладает особенной атмосферой творчества и свободы? А в Петербурге куда вам всегда хочется возвращаться?

Мы живём в страшно пуританское время. Даже соски нельзя показывать в Инстаграм. Остаётся искать свободу в таких храмах искусства как, например, Эрмитаж. На картинах великих художников есть и секс и насилие. Всё это не запрещено в постоянной экспозиции музеев. Если говорить о временных выставках — даже на них умудряются иногда поставить ограничение 18+. Но свобода она не только от цензуры бывает, но и от правил поведения. Так что остаётся искать это прекрасное место внутри себя. 

- В период карантина вы открыли свою онлайн галерею, по какому принципу она работает? Это просто выложенные в интернет картины или вы будете проводить экскурсии для зрителей?

Я хочу и дальше развивать эту галерею. Меня очень вдохновляет атмосфера Livejournal времён расцвета этой площадки. Когда там появлялись разные интересные личности и что они создавали. Фотопроекты, тексты, которые выкладывались ими — в этом был невероятный дух свободы. Идея галереи в том, чтобы показывать то, что я не могу показывать на других площадках и писать свои мысли максимально откровенно. И никакой коммерции. То есть мы там ничего не продаём, а мы просто показываем. показываем мою обнажённую душу в первую очередь. Что это будет: текст/фото/видео — покажет время. Я думаю и то и другое и третье. 

- Расскажите о первой онлайн выставке, в чем ее идея и на что вы прежде всего хотите обратить внимание зрителей?

Это выставка про ту грань, которая пролегает между моим «лирическим героем» и мной настоящей. Я пыталась её нащупать, поэтому рассказала о своих ощущениях во время создания картины и фото. Сам фотопроект родился еще в 2019 году и причина его появления мне кажется лежит на поверхности. Мои картины так и хочется возпроизвезти в фото! Кто если не я? 

- Создание картин для показа онлайн чем-то отличается от обычной работы над выставкой? Вы думаете о том, какие образы будут эффектно смотреться на экране компьютера, какие подходят цвета?

Мне грустно об этом думать, зная, насколько мощнее мои картины живьём и помножив это на факт, что большинство людей смотрят выставку с экрана айфона. Я специально выбрала для первой выставки именно фотопроект, потому что фотографии онлайн не так сильно притупляет, нежели живопись.

- Какую свою мечту вы прежде всего осуществите, когда закончится карантин?

У меня уже огромный список! Хочу поужинать с друзьями в любимом ресторане, хочу на светское мероприятие, хочу болтаться целый день по городу. Хочу на какой-нибудь концерт! Ужасно хочу поехать заграницу! Страшно соскучилась по деловым встречам (сейчас они все по видео), хочу дать интервью не голосовыми сообщениями, а встретиться с журналистом в красивом месте за кофе. Пишу это всё и светлая грусть появляется. 

- Чему важному лично вас уже научило это общее для всех испытание?

Что главное — внутри нас и можно построить целый мир в пустой комнате. Что внутреннее состояние важнее, чем внешние факторы и атрибуты.

 

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ