Культура

Новая выставка в Мет-Бройер исследует наготу и тех, кто ее рисовал

Выставка «Одержимость: Обнаженные натуры кисти Климта, Шиле и Пикассо» предлагает зрителю три разных подхода к теме интимности.
Reading time 44 seconds

Прошло 100 лет со дня смерти Густава Климта и его протеже Эгона Шиле, но их популярность, как и популярность многих других художников XX столетия, не угасает. Поэтому неудивительно, что в филиале Бройер музея Метрополитен решили выставить наиболее выразительные (и провокационные) работы Климта, Шиле и Пикассо в рамках новой выставки «Одержимость: Обнаженные натуры кисти Климта, Шиле и Пикассо из коллекции Скофилда Тайера».

 

Выставка, состоящая из 50 полотен из принадлежащей музею Метрополитен коллекции Скофилда Тайера, затрагивает не только природу наготы. «Одержимость» пристально рассматривает тот уровень интимности, который возникает между художником и его шедевром. Эта интимность, вероятно, и является причиной, почему так сложно отвести взгляд от выставленных в Мет-Бройер полотен.

 

Сам Скофилд Тайер был личностью уникальной. Поэт американского происхождения, получивший образование в Гарварде и Оксфорде, он быстро собрал свою коллекцию шедевров (между 1921 и 1923 годами), покупая работы в Лондоне, Париже, Берлине и Вене, — и все это проходя лечение у Зигмунда Фрейда. Тайер также работал в качестве соиздателя и соредактора авангардного литературного журнала The Dial, что делает его в некотором роде лидером передовой мысли того времени.

Полная коллекция Тайера, около 600 шедевров, впервые появилась в Метрополитен после его смерти 34 года назад. Но Тайер завещал свою коллекцию музею гораздо раньше (в 1925-м), после недостаточно радушного приема в Массачусетсе годом ранее. Тогда в Вустерском музее искусств была выставлена только часть коллекции. «Он был очень сложным, странным человеком», — рассказала L’Officiel куратор Сабина Ревальд.

К концу 1920-х Тайер перестал работать над The Dial и выбрал жизнь отшельника. В 1937-м его признали сумасшедшим. Несмотря на то что к ментальному здоровью Тайера были вопросы, его навык коллекционера искусства всегда оказывался выше всякой критики. Скупая искусство в Вене, Тайер приобрел полотна Климта и Шиле задешево.

Пикассо был его любимым художником — и единственным из трех, кого Тайер встретил в реальной жизни. Стоит отметить, что в рамках «Одержимости» работы этих трех мастеров впервые выставляются вместе — еще одно достижение Мет-Бройер.

Без всякого сомнения, на выставку посетителей привлекут в первую очередь сами рисунки, многие из которых не были доступны для обозрения десятилетиями. «Мы не выставляли эти рисунки Климта где-то 20–30 лет. Рисунки всегда хранятся в черных коробках в запасниках, чтобы уберечь их от контакта со светом», — поделилась Ревальд, отвечая на вопрос, почему большинство посетителей почти не знают рисунки Климта, притом что его масляная живопись хорошо известна. И это невзирая на то, что наследие художника насчитывает более 3000 рисунков. По словам Ревальд, «когда он (Климт. — Прим. ред.) находился в мастерской, он был постоянно окружен бесчисленным количеством натурщиц… когда натурщица переставала позировать и он замечал ее в непринужденной позе, которая ему нравилась, Климт сразу делал набросок».

Шиле был таким же ненасытным творцом. «В день у него могло быть назначено по 30 встреч с натурщицами, что не так уж мало», — говорит Ревальд о распорядке дня австрийского живописца. «Эти художники были одержимы работой».

Немногие могут прочувствовать пульсирующую внутреннюю потребность создавать, но, глядя на выборку простых рисунков, акварелей и отпечатков, выставленных в Мет-Бройер, можно понять, что личность художника в мире искусства значит гораздо больше, чем его самые признанные шедевры.

Перевод: Вика Малис

Выставка «Одержимость: Обнаженные натуры кисти Климта, Шиле и Пикассо из коллекции Скофилда Тайера» будет открыта для посещений в Мет-Бройер на Мэдисон-авеню в Нью-Йорке до 7 октября.

 

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ