Культура

"Лавр" Водолазкина на сцене МХАТ им. Горького

12 декабря МХАТ им. М. Горького представит премьеру спектакля «Лавр» по одноименной книге Евгения Водолазкина. Один из главных романов современности «оживет» на сцене, благодаря необычной сценографии и актерам, которые говорят со зрителем на старославянском и современном русском языке.
Reading time 1 minutes

Как рассказать про спектакль по роману, в котором серьезнейшая тема покаяния трактуется постмодернистким языком, где старославянский сливается с современным русским, прошлое - с будущим, смех - со слезами? Где используются новейшие театральные технологии, где сценография воплощает принцип «жития в клеймах». Где времени не существует, а смерти нет. Где все про нас, но все про нас неизвестных.


Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТ им. М. Горького, режиссер спектакля:
«Лавр» - один из немногих русских религиозных романов после «Мастера и Маргариты», выдающийся текст, книга, которая останется со мной на всю жизнь. Именно о ней я подумал, когда стал размышлять о том, что можно поставить на сцене МХАТ из того, что сделать невозможно. МХАТ – это театр национального масштаба, это пространство суперамбиций, он не может без большой театральной задачи. Он должен работать с темами из категории «невозможно». Должен постоянно демонстрировать эту невозможность. Во всем: концепция, команда, темы, жанры. Как перенести роман на сцену? Зритель – не читатель. Но и пьеса – не литература. Театр помогает посмотреть на прозу с другой стороны, это другое пространство, другое осмысление текста. Я сознательно сохранил структуру романа. И если Водолазкин написал житие, то и я хотел поставить житие. Хотя жанра такого нет ни в светской литературе, ни в театре. И в некотором смысле, это тоже амбиция МХАТ - реализовать подобный жанр в театре.

Жанр жития - это не подробный рассказ о жизни святого, а рассказ о его пути к вечности: смерть в житии является способом обретения жизни в другом ее качестве. Она становится отправной точкой для размышления героя о вечности и бренности, а спасение жизней других – дорогой героя к бессмертию. Метафора бессмертия - в постоянном присутствии смерти: родители, дед, возлюбленная и, наконец, собственная смерть с новорожденным ребенком на руках – как символ христианской догмы о
воскрешении Христа, о жизни вечной. Потому что жизнь побеждает смерть. «Смертью смерть поправ».


Писатель Евгений Водолазкин:
Мне хотелось рассказать историю доброго человека. Как сказал бы Достоевский, «положительно прекрасного человека». В Древней Руси для таких описаний был определен жанр жития. Недаром Василий Осипович Ключевский рассказ свой о житиях называл «Добрые люди Древней Руси». Вот об одном добром человеке Древней Руси я и рассказал в романе, использовав форму жития.


«Лавр» - масштабный мультимедийный спектакль. Сценография, которую создал Александр Цветной, воплощает принцип «жития в клеймах»: декорация представляет собой «иконостас», где попеременно «оживают» ячейки. Вызов постановки еще и в том, что такого сложного спектакля МХАТ еще не ставил: задействована вся машинерия сцены, готовятся сложнейшие мультимедийные решения, свет построен на современной проекционной технологии. Художник по костюмам Алиса Меликова (экс-арт-директор Vogue и AD) придумала для героев спектакля яркие образы, в которых средневековый облик сживается с современными дизайнерскими
деталями одежды. 

Спектакль наполнен музыкой. В музыкальной канве русские аутентичные напевы соединяются с электронным звучанием, с паттернами рока и хип-хоп. Над музыкальным оформлением работал Кузьма Бодров, много сотрудничающий с Юрием Башметом, Симфоническим оркестром Евгения Светланова, автор нескольких произведений, написанных для мессы Его Святейшества Папы Римского Бенедикта  XVI в Мадриде в 2011 году. На сцене - известнейшая исполнительница старинной музыки и фольклора Варвара Котова с гуслями и колесной лирой, перкуссионист-мультиинструменталист Петр Главатских и один из лучших бас-гитаристов России Сергей Калачёв Гребстель.


На сцену вместе с артистами МХАТ, народными артистами РФ Валентином Клементьевым (Христофор), Михаилом Кабановым (Юродивый Фома), заслуженной артисткой РФ Ириной Фадиной (Мать) выйдут народные артисты РФ Дмитрий Певцов (в роли Лавра) и Леонид Якубович (старец Никандр), а также восходящая звезда Евгений Кананыхин (Рукинец, Устин) и лидер культовой группы 25/17 Бледный (в роли старца Иннокентия).

Спектакль наполнен музыкой. В музыкальной канве русские аутентичные напевы соединяются с электронным звучанием, с паттернами рока и хип-хоп. Над музыкальным оформлением работал Кузьма Бодров, много сотрудничающий с Юрием Башметом, Симфоническим оркестром Евгения Светланова, автор нескольких произведений, написанных для мессы Его Святейшества Папы Римского Бенедикта  XVI в Мадриде в 2011 году. На сцене - известнейшая исполнительница старинной музыки и фольклора Варвара Котова с гуслями и колесной лирой, перкуссионист-мультиинструменталист Петр Главатских и один из лучших бас-гитаристов России Сергей Калачёв Гребстель.


На сцену вместе с артистами МХАТ, народными артистами РФ Валентином Клементьевым (Христофор), Михаилом Кабановым (Юродивый Фома), заслуженной артисткой РФ Ириной Фадиной (Мать) выйдут народные артисты РФ Дмитрий Певцов (в роли Лавра) и Леонид Якубович (старец Никандр), а также восходящая звезда Евгений Кананыхин (Рукинец, Устин) и лидер культовой группы 25/17 Бледный (в роли старца Иннокентия).

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ