Культура

Картина человеческой души

Женщине-профессионалу до сих пор довольно сложно добиться большого успеха в любой сфере. Режиссер и сценарист Алиа Азамат Ашкенази сделала невозможное – покорила чужую страну, пройдя путь от получения американской «визы таланта» до работы с Netflix, съемок собственного кино в Нью-Йорке и продажи сценариев Голливуду.
Reading time 2 minutes
Фото: Scott Surman

Девушка, с 12 лет работающая репортером и колумнистом, публикующая стихи и выступающая с поэтическими концертами в Москве, заканчивает школу с золотой медалью и…  неожиданно уезжает в Америку в поисках вдохновения – все это не начало романтического фильма, а реальная жизнь Алии Азамат Ашкенази.

В 2013 году Аля получает грант от известной New York Film Academy, собирает всю жизнь в два чемодана и летит в Нью-Йорк, который за следующие восемь лет безоговорочно завоевывает. 

Член Американского Профсоюза Кинематографистов, член Международного Альянса Женщин-Режиссеров, скрипт-супервайзер таких нашумевших сериалов, как Russian Doll и The Sinner, работавшая с Хью Джекманом, Морганом Фрименом и даже поп-звездой Dua Lipa, Аля к 27-ми годам успела собрать множество наград за свой дебютный романтический триллер «Выбор Эстер» со звездой Франсуа Арно, Эммой Орлов и Машей Лист в главных ролях.

Чтобы окунуться в творческое пространство Алии, где она задает насущные вопросы и мастерски смешивает жанры, вам точно стоит посмотреть ее картину, которая теперь бесплатно доступна на YouTube с русскими субтитрами. Но будьте осторожны – «Выбор Эстер» может «зацепить» и пробудить в вас множество противоречивых эмоций, которые заставят поразмышлять о многом. 

Сейчас Алиа работает над постановкой своей первой офф-Бродвейской пьесы, разрабатывает серийную драму с голливудской продюсерской компанией, пишет студийный сценарий и готовится быть режиссером двух новых кинопроектов, попутно снимая рекламу таким брендам как Hermès и автогиганту General Motors.

О самоидентичности, о том, как добиться успеха на Западе и как снимать «цепляющее» кино, читайте далее.

1651149302959788  dada shikako 31651155495844945  dada shikako 4
Фото: Dada Shikako

О переезде

«Мной всегда двигали амбиции. У меня, как у спортсменки, с детства был «завоевательный» подход к жизни. Одной из побед была школьная золотая медаль: я действительно хотела ее, ведь у моего папы есть своя, так и мне нужно! (прим. – Азамат Абдураимов – чемпион Азиатских Игр в Хиросиме в составе сборной Узбекистана по футболу, автор «Золотого Гола»). Мне эту медаль вручили, я себя почувствовала счастливой где-то на 30 секунд, а следом было чувство опустошения. Вот тогда я и придумала, что мне это недостающее, постоянное счастье и удовлетворение стоит искать «за бугром».

1651156234894997  dada shikako 1
Фото: Dada Shikako

О смене карьеры

«В какой-то момент журналистика мне просто перестала быть интересной. Сценарии, похожие на те, что сейчас продаю, я уже писала, когда работала с ООН и режиссировала их фестивали в Москве. Я на самом деле давно вращалась в этом полудраматическом мире, просто в России еще не нашла свою конкретную нишу. В принципе, и в прессе, и в кино ты занимаешься «рассказыванием» историй, только цели повествования разные. В материалах журналиста должна высказываться объективная позиция, важно говорить правду, не скрывать и не искажать факты. Журналистика — это про долг перед обществом. Кино – про точку зрения. У меня просто в 17-18 лет произошел, скажем так, поворотный момент: я уже рассталась с прежней идеей о себе, но какого-то нового самосознания еще не обрела. Именно тогда мне стали интересны люди вокруг, их истории, личные драмы и мнения, а это все тяжело возвести в искусство, если ты журналист. Мне стало интересно слушать, а не докладывать, не самой говорить с трибуны, а каждому персонажу давать право высказать свою позицию, существовать в собственной, глубоко субъективной правде. Идеальный инструмент и искусство для этого – кино».

1651156305746360  scott surman 2
Фото: Scott Surman

О дебютном фильме

«На одном из последних фильмов в качестве скрипт-супервайзера в марте 2019-го года я работала с совершенно гениальным испанским оператором-постановщиком Гильермо Камео. Я давно восхищалась его работами, но мы не общались особо за пределами площадки, обсуждали только любимые фильмы, но зато сильно сошлись во вкусах и подходах к кино. И вот где-то на вторую неделю тех съемок, он ко мне подходит на обеденном перерыве и говорит: «Напиши сценарий, я хочу для тебя что-нибудь снять». Ну а мне, как писателю, много не надо: пришла домой, огляделась и начала думать, какую историю можно снять быстро и качественно в моей квартире с минимальным актерским составом. В итоге я написала первый драфт (пер. – черновик) за неделю в заметках на телефоне в нью-йоркском метро, пока ехала на съемочную площадку того фильма и обратно. Вскоре Франсуа Арно прочел сценарий и захотел сыграть главную роль, ну и тогда уже все стало очень серьезно и пришлось фильм таки снимать (Смеется)».

1651159231818882  . 2
Кадр из фильма "Выбор Эстер"

О мемуарности

«Esther’s Choice не особо автобиографичен:, его сюжет, большей частью, плод моего воображения, но вот предметы «женского успеха» и неудовлетворенности взяты из моего личного опыта. Факты из жизни и персональные переживания сценариста и режиссера важны, конечно, но если бы мне было интересно говорить и писать только про себя, я бы, наверное, просто продолжала заниматься поэзией или вела какой-нибудь исповедальный блог. Кино – это царство зрителя. Чтобы ему было интересно, нужно рассматривать универсальные вещи и делать это бережно, с искренним любопытством ребенка, а не судьи. В настоящей жизни каждый человек является главным героем собственного фильма, и как я уже говорила, у каждого собственная правда, даже у злодеев. Я думаю, сценарист и режиссер обязан помнить и учитывать этот важный нюанс, тогда и получается дельное кино, а не крик души одного несчастного автора».

Премьера «Выбора Эстер» состоялась одновременно в двух городах – Нью-Йорке и Лос- Анджелесе в октябре 2020-го года. Фильм выиграл награды «Лучший Американский Фильм» и «Лучшая Операторская Работа» на фестивале Venice Shorts, где Алиа также была лично номинирована на призы за «Лучший Дебют» и «Лучшую Режиссуру». «Выбор Эстер» был номинирован на Petite Grand Prix, приз за лучшую режиссуру, лучшего актера и лучшую актрису на Chelsea Film Festival, а также отмечен специальным призом в Cift Festival of Toronto.

1651159291211062  . 5
Кадр из фильма "Выбор Эстер"

Об авторском кино

«У меня, как у бывшего поэта, всегда была некая ориентированность на музу, даже такая фиксация. И она, так же как у моих литературных кумиров, – Цветаевой, Бродского, Высоцкого, Джоан Роулинг – была большей частью «выстраданной». До переезда мне легче всего было писать и создавать что-то из колодца отчаяния, так эхо лучше отдается (Смеется). А если серьезно, мне кажется, что такие авторские фильмы, как «Выбор Эстер», ярко отражают внутренний мир режиссера. Я вот только что сказала про крик души одного автора, а теперь говорю, что мой фильм авторский. Это как раз к мысли о том, что две вещи могут быть правдой одновременно. Для меня писать сценарии и ставить фильмы - это как некая терапия. Я с собой разбираюсь через персонажей, пытаюсь понять себя и мир. Самоидентичность, амбиции и успех, конфликт взглядов — вот, что меня интересует. Это особенно видно в моих сценариях. Я стараюсь в произведениях не высказывать свое мнение, а больше задавать вопросы, которые меня беспокоят. Для меня суть кино в том, чтобы именно это и делать — задавать вопросы. Мне не хочется черстветь в мировоззрении, есть желание оставаться гибкой: «Выбор Эстер» в этом смысле хорошая визитная карточка моей личной дилеммы, касающейся творчества и художника, а также динамики между человеком и тем, что он создает. Опять же, именно дилеммы – не ответа, тезиса или морали. Вообще последнее, чего бы мне хотелось, это какой-то свой личный догмат пропагандировать. Нет-нет-нет. Цель была – вызвать дискуссию по вопросу успеха и его цены, которую мы, люди творческие и не очень, обязаны за него платить».

О поисках новой музы

«Я не для красного словца называю себя «бывшим» поэтом – я больше не пишу стихи. При переезде у меня случилось какое-то освобождение от гнета, когда самолет приземлился в Нью-Йорке, последним рейсом в исторический снежный шторм «Геркулес», я будто заново родилась. Вся поэзия на этом просто закончилась, и музу мне пришлось искать в другом, не в боли. Большая работа – учиться создавать что-то из ничего, из воздуха, придумывать какие-то новые якоря и триггеры. Сочинять сценарии на чужом языке тогда для меня не было проблемой, просто как еще один рубеж перейти, а вот находить вдохновение в добре и свободе оказалось в разы сложнее. Я до сих пор учусь, правда».

1651159403680735  . 1
Кадр из фильма "Выбор Эстер"

На нью-йоркском фестивале «Челси» «Выбор Эстер» занял шестое место по популярности среди 130-ти отобранных проектов фестиваля – полных метров, документальных фильмов и проектов в виртуальной реальности. Критик IndieActivity назвал «Выбор Эстер» «мастер-классом в искусстве визуального повествования» и «увлекательным и запоминающимся романическим триллером, который нельзя пропустить». Зрители в онлайн-отзывах называли фильм «выдающимся», «завораживающе красивым» и «настоящим искусством».

Об экологичном вдохновении

«Я верю, что кино, как и любое искусство, является зеркалом. У него просто охват шире, потому больше соблазна скатиться в агитку «задорого» или в чушь со спецэффектами для масс. Если не учитывать чисто коммерческие цели, свою главную задачу я вижу так: подмечать человеческую сущность и беспристрастно выводить ее на экран. А зритель пусть сам для себя решает, что хорошо, плохо и правильно. Я не могу с уверенностью сказать, насколько экологично для человека вдохновляться страданиями. Каждому свое. У меня в какой-то период жизни эта «достоевщина» превалировала, но сейчас нет, хотя пишу и снимаю я теперь даже больше, чем когда отталкивалась от неприятного. Какой-то вывод из этого делать я все равно не возьмусь. И там была я, и здесь – я. Сила в принятии всех своих сторон – и светлых, и темных». 

1651159429740906  . 6
Кадр из фильма "Выбор Эстер"

О собственных смыслах
«И «Выбором Эстер», и всеми остальными моими сценариями и будущими фильмами, мне всегда хочется побудить зрителя к обсуждению. Это во мне, конечно, сугубо западная привычка – публично рефлексировать. Люди из наших краев воспринимают такое, как слабость, «выносить сор из избы», «соберись, тряпка» и прочая чушь, потакающая насилию. Я считаю, что любые чувства и мысли, хорошие или плохие, надо переживать и высказывать в моменте, не откладывая на потом. Если все неприятное и страшное игнорировать и только «мыслить позитивно», негатив будет копиться в подсознании и потом превращаться в болезни, неврозы и опухоли. Принятие своих чувств и мыслей — это первый шаг к личному и общественному росту. Сначала должна случиться фиксация факта — когда называешь вещи своими именами и только после может возникнуть хоть какое-то осмысление происходящего. Развитые, цивилизованные общества постоянно подвергают обсуждению абсолютно все без исключений, публично признают ошибки, каются, ищут новые решения и выходы из ситуаций. Личное мнение и право на его высказывание является фундаментальным правом человека, на этом и держится наша «человечность». Самый лучший способ усилить свое мировоззрение, проверить его на прочность или «прокачать» – сделать это в дискуссии и открытом разговоре с другими людьми, чьи точки зрения с нашими могут не совпадать».

1651159481499715  . 3
Кадр из фильма "Выбор Эстер"

О том, как достичь успеха

«Нужно много работать и мало тусоваться (Смеется). Наши люди часто думают, что талант не так важен, как связи, деньги или родители – я с этим не согласна. Я считаю, что если ты работаешь над собой, учишься у других без зависти, упорно оттачиваешь свой талант, то этот труд обязательно окупится. По моему опыту, влиятельные люди выбирают в протеже знающих и осознанных, а не просто популярных. Единственное, что невозможно отнять у человека — это его знания. Знания — это твоя последняя свобода, независимо от того, где ты находишься, что у тебя отобрали и что с тобой делают. В Америке сейчас очень популярна фраза: «Ты не можешь дать другим то, чего у тебя нет» — это касается любви, уважения, принятия и так далее. Я бы еще добавила, что ты не можешь «притянуть» к себе то, чего в тебе нет. Сила видит силу, успех прилипает к успеху, любовь умножается любовью. Желаемое надо культивировать в первую очередь в себе. Вот у меня в семье ни одного киношника нет, и в среде моей тоже никогда не было, и денег особых не было. Бабушка, воспитавшая меня, хоть и закончила журфак, но большую часть жизни проработала библиотекарем. А я вот занимаюсь кино и через кино выполняю свое предназначение. Я начала с себя. Так что связи и деньги не должны быть самоцелью, тусовка и связи ничего не значат, если в самые плохие моменты жизни тебе некому позвонить. Лучше вообще одной, но с книгой, чем плясать на вечеринках под звенящую пустоту внутри».

1651159521742824  . 4
Кадр из фильма "Выбор Эстер"

Об идентичности в культуре 

«В карьерном смысле, в шоу-бизнес я попала во время движения TimesUp, за ним последовало MeToo, а теперь и движение за инклюзивность. Во многом благодаря этому мне на работе не пришлось сталкиваться с сексизмом или дискриминацией по национальному признаку. Что совершенно не отменяет опыт моих старших коллег! Сейчас в мировой культуре есть запрос на меньшинства и их истории. Я убеждена, что самое естественное чувство в человеке не ненависть, а сочувствие. Нельзя мир делить на своих и чужих, мы не в Каменном веке. Мы, люди, только выигрываем от того, что соприкасаемся с другими культурами, это расширяет наш кругозор. Ну и конечно, когда девочки по всему миру видят Диснеевских принцесс, с таким же, как у них, цветом кожи, разрезом глаз, текстурой волос, что им придает больше уверенности, вдохновляет учиться, стараться, работать, «занимать место», расти, — не это ли то, к чему мы должны стремиться как общество? А когда Маргарита Левиева на себе целый американский сериал держит, который в мировом топ-3 Netflix сидит, — не это ли сила аутентичной культурной репрезентации? Кира Муратова, Аньес Варда, Кэтрин Бигелоу, Джейн Кампион, Клэр Дени: когда эти женщины «взяли свое» и продолжают брать — это всем женщинам в кино открывает двери. Когда корейский фильм «Паразиты» выиграл все, что можно на свете, и Пон Джун Хо упомянул в своей легендарной Оскаровской речи «надуманный сантиметровый барьер» субтитров — это и мне, как азиатке, помогло, и всем иностранным фильмам с субтитрами сыграло на руку. Даже факт моих личных успехов в чужой стране для моей родины, всех моих Средне-Азиатских, Тюркских, Ближневосточных предков — это хоть и маленькая, но заплатка на огромную рану от вековой ксенофобии, это как кирпичик в новом, справедливом, милосердном Вавилоне, который мое поколение сейчас строит для своих потомков. Я эту ответственность на себе чувствую и верю, что прецедент — это самый эффективный антидот от предубеждений. Я горжусь своими корнями. Горжусь, что я женщина. Горжусь и беру свое».

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ