Культура

«Иногда так размечтаешься, что уже и мечтать не хочется»

L'OFFICIEL побывал на премьере спектакля «Заповедник» в Театре имени Пушкина, где главную роль играет Павел Баршак.
Reading time 2 minutes

Текст: Оксана Менейлюк

Фото: Дарья Егудина 

 

L'OFFICIEL побывал на премьере спектакля «Заповедник» в Театре имени Пушкина, где главную роль играет Павел Баршак. Известный по многим сериалам артист редко дает интервью, не любит разговаривать про личную жизнь и вообще весьма скромный человек. Однако Павел Баршак рассказал Оксане Менейлюк, о чем мечтает, в каких картинах сейчас снимается, в каких постановках играет, и даже немного о личном!

 

– Когда я готовилась к интервью, прочитала, что вы говорите: «Артист, когда понимает, что он многого добился, уже не артист».

– Портится, да.

– Почему?

– Часто артист, который еще ничего не сделал, думает, что он уникальный, потому что что у него взяли интервью.

– Зазнаётся?

– Да. И это отражается в работе. Мне кажется, что интервью не дает тебе никакого профессионального роста, зато подогревает интерес к своей персоне, быть может, мнимый. Представляете себе, каково читать самого себя? В мире хватает литературы для прочтения.

– Если честно, создается впечатление, что вы очень скромный человек. Это так?

– Ну, если я сейчас в этом сознаюсь,то это уже будет не так, не правда ли?(Смеется) 

– Возможно. Вы редко рассказываете про личную жизнь. Поэтому я начну с детства. Ваши родители были инженерами.

– Потому она и личная. Ну да.

– Когда вы захотели стать актером?

– Я учился в Экспериментальной школе подросткового обучения, нестандартная организация, в общем. В отличие от общеобразовательной школы, у нас к каждому ученику старались подобрать свой ключ. У меня был прекрасный педагог по английскому языку, Елена Борисовна Власова, и еще Лариса Федоровна Милицына. Так вот, Елена Борисовна поставила два спектакля. Первый осознанный раз я вышел на сцену в шестом классе, в роли профессора Хиггинса из «Пигмалиона». А еще раньше, при Союзе, читал стихи на районных и городских чтецких конкурсах .

 

– То есть, получается, учительница английского открыла в вас актерские способности?

– Не знаю, кто открыл. Но она причастна точно! Вспомнил. «Как важно быть серьезным» Оскара Уайльда, на следующий год.

– Родители отговаривали? Мол, много актеров, надо другую профессию...

Родители еще в меру, а вот дедушка… Он считал, что актер – не профессия и нужно уметь зарабатывать чем-то еще. В общем, в девятом классе я был отправлен в колледж при МЭИ, но там ничего не срослось, было тошно, противно и непонятно. Дедушка предложил родителям купить нам с братом по однокомнатной квартире на первых этажах, чтобы мы учились жить самостоятельно. Может, тогда это было и правильно...

– А есть ли у вас режиссерское образование?

– Я учился в ГИТИСе, на последнем курсе Петра Наумовича Фоменко, это режиссерский факультет.

– Интересно! Может быть, вопрос не совсем корректный, но с кем из актеров комфортнее всего работать?

– Скажу, какие качества ценю в партнере: в первую очередь, если тебя видят, это уже здорово. Все-таки мы все живые люди со своими рефлексами, и нужно отталкиваться от человека, который перед тобой на сцене, и даже, может, и не такой, как у тебя было поставлено и задумано. Даже если это задуманное режиссером! Органика, импровизация и уважение — вот что ценно. Зачастую же стеклянный взгляд и роботизированные интонации.

 

– В такой ситуации играть тяжело?

– Играть всегда тяжело. Проживи достоверно и интересно, чтоб глаз не оторвать. Тогда король! Можно, конечно, заучить и все по нотам повторить (если бог слух дал), но вряд ли это будет живое и настоящее.

– Есть какие-то любимые партнеры?

Есть любимые. Но кажется мне, что у актера не должно быть кумира. Кумиром должен стать он сам. Скорее всего, хороших артистов больше, чем нехороших. Простите за тавтологии, но настоящих, стоящих артистов — единицы. Евгений Павлович Леонов, Евгений Александрович Евстигнеев, Андрей Александрович Миронов, Владимир Семенович Высоцкий... Хороший артист не соврет, а если соврет, то это режиссер виноват. Петр Наумович нам сказывал, что «как поставлено, так и сыграно». Есть такая присказка у артистов, когда роль в спектакле не задалась по той или иной причине, значит, режиссерский провал. Играем-то мы все всегда блестяще! (Смеется)

– Вспоминаю фильм «Прогулка», который, наверное, вспоминают все и всегда, потому что этот фильм вас «открыл»… Вы тоже так считаете?

– Наверно. Хоть это и не первый мой опыт в кино.

– У вас в этом фильме образ классического романтика. Вы такой же в жизни?

– Да нет уже, конечно. Жизнь покорежила.

– То есть чаще приходится играть антиподов?

– С 2010 года — да. Умею играть не только классического романтика, но и жестоких убийц.

– После сериала «Игра»?

Угу. Потом начали предлагать роли с двойным, так сказать, дном: сначала ласковые и пушистые, а потом зубы проявляются.

 

– Какие герои больше нравятся? Негативные?

– Для артиста отрицательные черты найти легче, чем положительные. Раскопать что-то хорошее и показать позитивные качества сложнее, чем выявить в себе недуги, которые есть в каждом из нас.

– Я видела вас в спектакле «Заповедник». Мне понравилось. Очень необычная роль у вас. Как вы понимаете этого героя? Нравится ли вам Довлатов?

– Спасибо большое. Довлатов мне раскрылся по-новому, когда мы с Игорем Тепловым, режиссером спектакля, начали с его текстами работать. А роль — да. Просто подарок актеру!

– Скажу честно, я Довлатова читала давно, еще в школе, он как-то «не зашел». А вот пришла на спектакль — вообще по-другому, совсем иное прочтение.

– Рассказы у него замечательные... От слова «замечать». Вы заметили? (Улыбается)

– Вернусь к спектаклю «Заповедник». Сложный спектакль, сложная роль. Было ли что-что, что не получалось, приходилось переделывать, перепридумывать?

– Некоторые сцены в процессе репетиций претерпели изменения, были спорные эпизоды, из-за инсценировки повести. Изредка Игорю приходилось уступать и находить консенсус. В этих моментах помог разобраться художественный руководитель театра Евгений Александрович Писарев.

 

Полное интервью с Павлом Баршаком читайте в весеннем номере L'OFFICIEL 183 или в диджитал версии, пройдя по бесплатной ссылке.

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ