Культура

Почему в США не любят Гвинет Пэлтроу (и ее сайт)

После выхода нового профайла Гвинет Пэлтроу на New York Times все с новой силой заговорили о сомнительности ее бизнеса и не только. Рассказываем, за что многие американцы ненавидят экс-актрису слэш велнес-гуру.
Reading time 2 minutes
Элитизм

Складывается ощущение, что Гвинет Пэлтроу повезло примерно во всем. Она родилась в обеспеченной семье режиссера Брюса Пэлтроу и известной актрисы Блайт Даннер. В самом начале карьеры она собрала все самые престижные премии: «Оскара», «Золотой глобус» и Премию Гильдии киноактеров США за «Влюбленного Шекспира» (в 26 лет), позже — «Эмми» за сериал «Хор» (в 39 лет). Успела засветиться на таблоидах вместе с Брэдом Питтом и, наконец, запустила собственный бизнес Goop, который сейчас оценивается в $250 миллионов. 

С успехами в карьере Пэлтроу можно только поздравить, хотя и они сами по себе — достаточный повод для зависти и необоснованной ненависти. Но глобально дело тут в другом. А именно в Goop.

Goop — издание c рассылкой и подкастами, а также онлайн-магазин косметики и одежды для таких же (или почти таких же) богатых женщин, как и сама Гвинет. Медиа часто обвиняют ее в элитизме, в том, что она продает привилегированному классу «ненужные и очень дорогие вещи» вроде корзинок для туалетной бумаги за пять тысяч долларов, бутылок воды с розовым кварцем или волшебных камней для вагины (да). Притом что в США далеко не все женщины могут позволить себе хотя бы плановый визит к гинекологу, выглядит это почти издевательски. На это Пэлтроу отвечает, что действительно не представляет себе, как можно жить на $25 000 в год, и что цель ее издания — вдохновлять: «На производство наших вещей — одежды, масел и кремов — уходит очень много средств. Они красивы, ингредиенты качественны. Мы не можем снизить цену. Это не масс-маркет».

 

«Goop — это чистый, неразбавленный, этично произведенный, обладающий органическим сертификатом, биодинамический бред, присыпанный лунной пылью», — резюмировали The Outline. Звучит грубо, но доля правды в этом есть. Как оказалось, этого было достаточно для того, чтобы Гвинет попала во все списки «самых ненавидимых знаменитостей». Итак, что не так с Goop?

Пропаганда бесконечных болезней и проблем, которых не существует

Для начала стоит отметить, что граница между изданием и онлайн-магазином Goop давно стерлась. Это один проект, направленный на популяризацию определенного образа жизни (тут все понятно) и решения определенного круга проблем. И некоторых из них не существует.

Goop пишет о заболеваниях, которые не признаются медицинским сообществом. Среди них, например, синдром адреналиновой усталости. Схема такая: Goop описывает очень распространенные симптомы, называет это страшной болезнью, которую часто игнорируют западные медики, и предлагает ее лечить, например, кристаллами. Звучит как шарлатанство (им и является), но это приносит деньги.

Помимо этого, гомеопаты (да) Goop работают с широким спектром серьезных заболеваний, которых у вас может и не быть. Например, помогают избавиться от паразитов, наличие которых в вашем организме не доказуемо. Но отсутствие недомогания — не повод его не лечить. Западные медиа называют это «бесконечной болезнью» и получением прибыли с нее. Доказательная медицина? Нет, не слышали.

 

Эксперты, к которым есть вопросы

Почему я так несчастна? Почему я постоянно чувствую себя уставшей? Почему мне не хочется секса? На эти общие вопросы, с которыми могут сталкиваться люди с действительно серьезными заболеваниями (и которые нуждаются в постановке правильного диагноза и назначения корректного лечения), отвечают эксперты Goop в формате Q&A. Самый известный из них, пожалуй, кардиолог Алехандро Юнгер, уверовавший в силу детокса и активно его популяризирующий. Также вопросы вызывает философия Трейси Андерсон, личного тренера Гвинет Пэлтроу, которую часто привлекают в качестве эксперта на сайт. Андерсон утверждает, что женщина обязательно станет качком, если будет поднимать гири тяжелее 1,5 кг (то же самое с бегом и сайклингом), и в качестве сбалансированной диеты советует детское питание. Канадское общество физиологов очень скептически относится к ее методике.

 

Фактчек. Точнее, отсутствие фактчека

New York Times в этом месяце опубликовали профайл Гвинет Пэлтроу. В интервью Тэффи Бродессер-Акнер Пэлтроу рассказала, что издательский дом Condé Nast отказался от дальнейшего сотрудничества с Goop, потому что ее команда отказала издательству в фактчеке (проверка фактов и тезисов — стандартная и обязательная практика для медиа, но Пэлтроу считает ее «устаревшей»). В номере, созданном совместно с Condé Nast, Goop хотели выпустить интервью с гомеопатами, как обычно, не проверяя их слова на достоверность и соответствие медицинским стандартам. Condé Nast сочли это неприемлемым (за что им большой поклон). Элиза Лонен, отвечающая за весь контент, который появляется на сайте Goop, так прокомментировала ситуацию: «Мы никогда не делаем заявлений. Только задаем вопросы».

И еще про контент. У некоторых материалов на сайте недавно стали появляться специальные маркеры, в соответствии с которыми вы должны сами решить, насколько серьезно к ним относиться. «Ради вашего удовольствия» (значит, на эту тему не проводилось научных исследований), «Древняя модальность» (советы, не нашедшие научного подтверждения, но пришедшие будто бы из древности), «Спекуляция, но выглядит многообещающе» (требуются дальнейшие исследования), «Поддержано наукой» (исследования были, и они, скорее, подтверждают тезисы Goop) и «Строго научно» (научное сообщество придерживается того же мнения).

 

И Гвинет Пэлтроу считает, что это все нормально?

Судя по всему, да. Она уверена, что не делает ничего опасного или предосудительного, а на публичную критику реагирует очень своеобразно. Так, в том самом профайле New York Times она равнодушно заметила, что «понятия не имеет, кто такие The Cut» (американское издание, которое чаще остальных иронизирует над Goop). С учетом того, что два года назад давала им большое интервью. В этой ситуации хочется похвалить The Cut и то, как остроумно они вышли из положения: выпустили мерчендайз с надписью «Понятия не имею, кто такие The Cut» и составили список того, о чем Гвинет Пэлтроу имеет понятие и о чем нет.

Кажется, вот такого здорового чувства юмора и не хватает Goop и его основательнице. А его читателям — критического мышления.  

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ