Культура

«Грейс Джонс: Хлеб и зрелища» — наконец-то нескучная документалка о певице

В преддверии российской премьеры фильма о Грейс Джонс рассказываем, чем он отличается от типичных документалок об известных артистах и почему не заменит вам «Википедию».
Reading time 1 minutes
О чем вообще речь

«Грейс Джонс: Хлеб и зрелища» — новый документальный фильм британского режиссера Софи Файнс («Киногид извращенца», «Киногид извращенца: Идеология», «VSPRS — показывай и рассказывай»). Работа над картиной растянулась больше чем на пять лет, съемки велись на трех континентах — в Африке, Европе и Америке. Впервые фильм показали год назад на кинофестивале в Торонто, а сегодня состоится его российская премьера в рамках Beat Film Festival. И мы считаем, что пропускать такое нельзя даже тем, кто обычно не смотрит документалки об известных музыкантах. Потому что «Грейс Джонс: Хлеб и зрелища» не похожа ни на одну (или только на самую лучшую) документалку о звезде такого уровня из тех, что вы смотрели. И вот почему.

Никакой «Википедии»

Предыстория: с идеей сделать фильм к Софи Файнс пришла сама Грейс Джонс (они познакомились на съемках предыдущей документалки Файнс про брата певицы).  «Мне позвонили с телевидения, предложили снять про меня кино. Но я не хочу, чтобы это была какая-то посредственная вещь. Давай наконец сделаем что-нибудь вместе» — выглядело это примерно так. К съемкам приступили без финансовой поддержки со стороны — а это значит, что у Файнс и Джонс была полная свобода делать то, что кажется правильным только им. Так вот, им показалось, что линейное повествование будет явно лишним. Точно так же, как и биографические справки. Никаких воспоминаний о модельном прошлом, «Студии 54» и эпохе диско.

Если не знаете, как начинала Грейс Джонс и чем знаменита, полистайте перед походом в кино «Википедию» (ну хотя бы). Потому что фильм вам ее не заменит. Зато предложит гораздо больше — всесторонний, живой и очень откровенный портрет сильной и талантливой женщины.

Никаких скучных интервью

С интервью (казалось бы, обязательной частью подобного формата) в фильме сложно. Впервые нечто его напоминающее появляется спустя 30 минут после начала. Да, интервью мало, но они в целом гораздо лучше, чем непременные рассказы первого менеджера певицы, старого друга, давнего коллеги и воспоминаний родителей о том, когда их чадо впервые заинтересовалось музыкой.

Софи Файнс выбрала политику невмешательства. Она не задает вопросы. Но иногда Грейс Джонс сама хочет что-то рассказать на камеру — так было утром в парижском отеле за завтраком с шампанским. Грейс сидела у себя в номере в шубе на голое тело и рассуждала о том, что даже если в зале во время концерта отрубят электричество, она сможет удержать всех зрителей только силой своего голоса: «Мы не можем знать наперед, что произойдет. Но я знаю, что если забуду слова, смогу их придумать на ходу». Другой случай: диалоги сами собой случаются в кадре, как это было во время журнальной съемки с Жан-Полем Гудом, бывшим партнером Джонс и отцом ее сына. Это был короткий разговор — об осознанном выборе оставаться одной и желании смотреть в окно после пробуждения, — но почему-то он кажется очень личным, и слушать такое в сто раз интереснее, чем воспоминания сорокалетней давности о тусовках с Энди Уорхолом (при всей любви к Энди).

Настоящее вместо прошлого

Другими словами — хроника того, что происходит сейчас, вместо хроник 1970-х, 1980-х, 1990-х и так далее. Кажется, Софи Файнс вообще не заходила во время съемок в архив, и мы это решение горячо поддерживаем — старые концерты Грейс Джонс можно посмотреть и на YouTube.

На протяжении пяти лет Файнс снимала певицу в студии, на сцене, в клубах, в гримерках клубов, но не только. Пожалуй, самые ценные кадры были сделаны на Ямайке, куда Джонс приехала навестить своих родственников. До этого в интервью она не раз говорила, что находит особую силу в связи с природой, и по кадрам из Голубой лагуны видно, что она не лукавила.

Никакой драмы

Однажды Файнс очень резко высказалась по поводу документалок о женщинах-музыкантах. Мол, все они сделаны на «каркасе трагедии» и вымыслу и мифам, окружающим человека, уделяется больше внимания, чем самому человеку. В качестве примеров таких фильмов можно назвать «Эми» про Эми Уайнхаус и «Что случилось с мисс Симон» про Нину Симон. Разумеется, сама Файнс постаралась не использовать этот прием в своем фильме. Хотя Грейс Джонс — фигура очень скандальная и неоднозначная, известная своим дурным характером, и почва для разведения драмы на пустом месте была очень благоприятной. Но нет, вместо этого мы видим в кадре уверенную в себе женщину, которая может отстоять свои права в любой ситуации (иногда на повышенных тонах), но никогда не будет заниматься самодурством. «Иногда просто нужно включать честолюбивую сучку», — комментирует Джонс.

Море искренности

Одним из принципиальных моментов для Грейс Джонс было то, что фильм про нее будет снимать женщина («Грейс сказала, что больше не хочет работать с мужчинами. Ее достало, что они всегда пытаются загнать ее в какие-то свои рамки»). Возможно, это способствовало тому, что на площадке она была абсолютно расслабленна, постоянно шутила и была сосредоточена только на своих рабочих делах, а не на том, как она выглядит в кадре. А выглядит она превосходно. Впрочем, однажды она все-таки попросила Файнс удалить одну сцену, потому что показалась себе в ней слишком «толстой». Но быстро одумалась: «Тогда я спросила себя: “Что ты делаешь?” Это все вообще о другом. Быть такой, какая ты есть, абсолютно нормально».

Показы «Грейс Джонс: Хлеб и зрелища» пройдут 31 мая и 7 июня в рамках Beat Film Festival. Купить билеты можно здесь

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ