Культура

Статус — «икона стиля»: как Серж Генсбур повлиял на карьеру своих подруг

Сегодня Сержу Генсбуру могло бы исполниться 90 лет. По такому поводу рассказываем, как он помог сформировать сценический и модный образ Джейн Биркин, Франс Галль, Брижит Бардо, Шарлотты Генсбур и Каролины фон Паулюс.
Reading time 2 minutes

Франсуа Миттеран в 1991 году, в то время президент Франции, назвал Сержа Генсбура «нашим Бодлером, Аполлинером нашего времени», а медиа присудили ему статус «национального института», имея в виду междисциплинарность его творческого подхода. Генсбура нельзя назвать исключительно певцом, автором песен, актером, режиссером, писателем или сценаристом — при этом он писал, пел, играл и рисовал. И всё практически с одинаковым успехом и степенью провокационности. На пользу его известности шел и тот факт, что в ближайший круг общения Сержа входили признанные красавицы того времени. Есть даже мнение, что без них бы он не стал таким, каким мы его знаем. 

Мы не считаем, что схему «я делаю звездами своих любовниц» (и эротизированные рабочие отношения в целом) можно назвать в XXI веке положительным примером. Также мы не считаем, что девушки, которые исполняли песни Сержа и играли в его фильмах, не добились бы тех же высот без его помощи. Однако если переводить на современный язык, для многих из них Генсбур выполнял такие функции, что сейчас его назвали бы продюсером. О его феноменальном умении находить таланты и создавать звезд мы и хотим рассказать.

 

Франс Галль

 

1965 год, 18-летняя Франс Галль, представляющая Люксембург, выигрывает Евровидение с песней Poupée de cire, poupée de son, которую для нее написал тогда уже известный автор и музыкант Серж Генсбур. Это был грандиозный старт ее карьеры — на следующий же день ее сингл разошелся шестнадцатью тысячами копий, а мир запомнил ее как хрупкую блондинку, напоминающую куклу. Это заложено и в названии песни Генсбура, придумавшего для нее этот образ. Его можно перевести и как «тряпичная», и как «музыкальная кукла» (читайте: она просто озвучивает то, что ей говорит Генсбур).

Сама Галль в силу возраста тогда это не очень осознавала, точно так же, как и двусмысленность фразы про «палочку на языке» в Les Sucettes («Анисовые леденцы»), другой песне, которую для нее написал Генсбур. На следующий день после выпуска сингла ей намекнули на эротический подтекст, и она порвала все связи с музыкантом. Ирония ситуации в том, что глобальный успех к Галль пришел именно после Les Sucettes и благодаря образу французской Лолиты.

Брижит Бардо

 

К 1967 году, когда Бардо и Генсбур начали встречаться, оба были уже национальными символами Франции (у нее уже была звездная роль в «И Бог создал женщину», у него — несколько сольных альбомов и десятки скандалов). Однако их первое свидание прошло не очень удачно — Генсбур смущался. В качестве компенсации за испорченный вечер Бардо потребовала от него написать «самую красивую в мире песню о любви». Так появились Bonnie et Clyde и Je T'aime, Moi Non Plus (да, сразу две). И очень кстати, потому что в этот период актерская карьера Бардо затормозилась. Роман с Генсбуром, закончившийся альбомом Initials BB, позволил ей переключиться на музыку, пока с кино не очень ладилось.

Джейн Биркин

 

 

Когда Биркин и Генсбур встретились на съемках «Слогана», у нее уже были роли в крупных картинах (в частности, в «Фотоувеличении» Антониони) и амбиции стать известной актрисой. Чего у нее точно не было, так это знания французского и планов стать иконой национального стиля. Генсбур отдал ей песню Je T'aime, Moi Non Plus (Бардо в итоге от записи отказалась из-за характерных стонов), написал для нее еще примерно десяток и снял в нескольких своих фильмах.

«Если мне хотелось, я могла выйти в одном макинтоше и босиком. Нам бы позволили пройти в ночной клуб в одних пижамах, но мы все-таки предпочитали футболки и джинсы. Мы говорили нашим попутчикам: “Ну чего вы встали, пойдемте”. Но нас пускали, а их нет. Мне позволялось очень много, потому что люди любили Сержа. Нам не приходилось ни под кого подстраиваться», — вспоминает она. Так что когда вы смотрите на фотографии Биркин образца 60-х, имейте в виду, что такие короткие платья и сумки-корзины могли носить не все. Точнее, могла только она.

 

 

 

К слову, сам этот ее расслабленный стиль формировался во многом тоже под влиянием Генсбура (он избегал вычурности). В интервью Биркин, например, рассказывает, что он любил моду и модные показы и тащил ее туда, чтобы вместе выбрать пару платьев из новых коллекций. В основном это были, конечно, Saint Laurent и Paco Rabanne (для вторых они даже снимались вместе в рекламной кампании).

Не сомневаемся, что Биркин получила бы все роли, какие хотела, и без посторонней помощи. И все же той, какой мы ее знаем, она стала именно в процессе взаимного творческого обмена с Генсбуром.

Шарлотта Генсбур

 

Было бы странно, если бы Шарлотта с такими родителями не начала играть в кино и петь. Первую громкую роль и первую песню для нее написал отец — и то и другое было очень скандальным. Lemon Incest — из-за строчек про «любовь, которую мы никогда не сможем разделить» (в кадре Серж и Шарлотта лежат на кровати полуголые), фильм «Шарлотта навсегда» — из-за того, что его никто не понял. После этих релизов имя дочери Биркин и Генсбура было у всех на слуху, и к ней стали относиться как к «члену королевской семьи».

Каролина фон Паулюс

 

 

Последняя жена Генсбура, больше известная под псевдонимом Бамбу. Захватывающей карьеры — ни модельной, ни музыкальной — у нее не сложилось, но ее стиль в 1980-х определенно достоин внимания. Мужские джинсы и куртки и блейзеры, надетые на голое тело, — ее манера одеваться во многом напоминала то, что носил сам Генсбур. К слову, Бамбу была не единственной девушкой, кто вдохновлялся стилем музыканта: дизайнер Изабель Маран тоже неоднократно говорила, что для нее «идеальная женщина — это Серж Генсбур. И неважно, что он не был женщиной».

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ