Культура

Квир, эротика и невыносимая легкость бытия: за что мы любим Франсуа Озона

19 октября в прокат выходит психологический триллер «Двуличный любовник» Франсуа Озона. В преддверии премьеры вспоминаем ключевые лейтмотивы его фильмографии, по которым можно безошибочно угадать авторский почерк.
Reading time 1 minutes

Франсуа Озон — один из главных французских режиссеров современности. Он работал с Катрин Денев и Жанной Моро, открыл для мирового кинематографа имена Марины Вакт и Людвин Санье, посвятил десяток фильмов трудностям взросления и поискам гендерной идентичности и своим примером доказал, что красивое, легкое и умное кино можно снимать, не дожидаясь ни многомиллионного бюджета, ни какого-то специального вдохновения (своей плодовитостью он может сравниться разве что с Вуди Алленом). На очереди — «Двуличный любовник», триллер про психотерапевта, его пациентку, их большую любовь и кого-то еще (простите, спойлер). В ожидании похода в кинотеатр собрали все главное, что нужно знать об эстетике его фильмов.

Кадр из фильма «В доме»
#молодость

 

 

В фильмах Озона нет понятия нормы и, как следствие, морализаторства. Это идеальная призма для наблюдения за экзистенциальным кризисом подростков. Так, в драме «Молода и прекрасна» девушка из буржуазной семьи из любопытства становится проституткой, старшеклассник из детектива «В доме» следит за семьей своего лучшего друга и сводит с ума своего преподавателя литературы документальной прозой о своих вылазках, а герои «Криминальных любовников» закапывают в лесу труп товарища.

#эротика

«Марина может сыграть моих героинь лучше, чем любая актриса. Она совершенно раскованна, способна эстетично и без ложного стеснения подать свое тело. А главное — она умеет им владеть», — прокомментировал Озон выбор модели Марины Вакт в качестве главной героини для своего последнего фильма. Вообще любовные сцены есть почти в каждом его фильме. Примечательно, что чем новее картина, тем они откровеннее.

 

#танцы

Озон попробовал себя почти во всех жанрах — от ромкома до детектива и от триллера до мюзикла. И в «8 женщинах», и в «Каплях дождя на раскаленных скалах» не только много поют, но и много танцуют.

 

#квир

 

 

Гомосексуалисты, трансвеститы, лесбиянки и люди, находящиеся в процессе поиска своего гендера, — типичные персонажи Озона («Новая подружка», «Капли дождя на раскаленных скалах», «Бассейн»). Кстати, если вы вспомнили про еще одну тематическую франкофонную картину «И все же Лоренс», то да, Ксавье Долана многие кинокритики считают продолжателем дела Озона.

#вуайеризм

 

 

Кто-нибудь за кем-нибудь обязательно подглядывает. Вокруг этого, например, построена вся интрига «В доме». Мальчик писал сочинения в стиле «в субботу я питался пиццей и смотрел телик, в воскресенье не делал ничего», потом как-то написал про то, как ходил в гости к школьному товарищу, учитель похвалил, и завертелось — он стал постоянным и не всегда желанным гостем в их доме.

 

Трейлер фильма «В доме»
#театральность

Озон любит текниколор будто из фильмов 50-х. Это раз. Временами он заигрывает с черно-белой палитрой. Это два. В основе некоторых его фильмов (например, «Франц») лежат пьесы. В итоге все это выливается в некую сюрреалистическую театральность, при которой у актера даже не стоит цели сыграть реалистично. Он нарочно переигрывает, чтобы соответствовать декорациям.

 

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ