Культура

Феминное искусство XXI века

Мир всё увереннее входит в эпоху смыслов, мета-модерн диктует новые правила и этику, неотъемлемой частью которой является женская повестка.
Reading time 1 minutes

На всех уровнях и во многих странах вопросы феминности, роли и места женщины в обществе, социуме, искусстве активно поднимаются и находят отклик в сердцах миллионов мужчин и женщин по всему миру – и Россия не исключение. Особую важность играют вопросы роли и предназначения женщины в искусстве, где на протяжении столетий им отводились вторые, а то и третьи роли. Серьёзные темы, сюжеты и проекты, например религиозная, аллегорическая и монументальная живопись долгое время считались прерогативой исключительно мужчин-художников. А женщины по мнению предыдущих поколений были не способны понять и осознать их смысл и значимость. 

Писать с натуры, особенно, обнажённой женщинам категорически запрещалось. Ведь это могло вызвать приступ истерии или возбудить в них недостойные плотские желания. Так что ещё в начале ХХ века женщины-художницы, решавшиеся на подобное, обличались как нарушительницы устоев, попирающие нравственность.

С приходом первой мировой войны была поставлена точка в вопросах возможностей «слабого» пола, который оказался способным на всё.

В истории искусства ХХ столетия женщины-художницы играют заметную роль – именно им принадлежат первые смелые опыты с перформансами, глубоко символические инсталляции и привлечение внимания к гендерному равноправию – и в жизни, и в искусстве, которое волнует не первое поколение художниц.

На западе тему феминности начали поднимать чуть раньше, чем в России, с помощью красок и холста женщины нового времени боролись за свои права и выходили за пределы разрешённых им рамок искусства. Американка Ханна Вилке, чьи работы сегодня входят в собрание Бруклинского музея, через искусство исследовала сексуальность, женственность и объектность женщины. А известная представительница постмодернизма Барбара Крюгер первой озвучила фразу, которая и сегодня остаётся пугающе актуальной, учитывая консервативные законы, принимаемые в некоторых странах, например, относительно права женщин на аборт: «Твое тело – это поле битвы».

В России вопросы прав, свобод и женской феминности не менее актуальны и любимы современными художницами. Мы отобрали 10 ярких российских представительниц феминного искусства, достойных вашего внимания.

Экспрессионистское искусство Саши Забалуевъ – надрывное, тревожное, кричащее, полное эмоций, боли, ярости и честности, которую может себе позволить женщина в XXI веке. Её картины – исследование феминности и собственной бездонности души. Художница борется с навязанными мужским обществом нормами морали и правилами, загоняющими женщин в клетку нереализованности и вечных неврозов, давая каждой из нас право на всю палитру чувств – от ненависти до обожания.
 

Саша постоянно экспериментирует со своими переживаниями, близкими и созвучными многим женщинам. С той лишь разницей, что из-за своего диагноза художница испытывает эмоции в несколько раз ощутимее, чем психика человека без каких-либо нарушений. Именно поэтому искусство художницы – ее рефлексия. Каждая из работ живописных или цифровых – это переживание, проявленное через конкретный образ, созданный Сашей, с одной стороны, и зрителем – с другой. Таким образом, возникает особенная связь художницы со зрителями, которая даёт им возможность прожить чувства автора, но опираясь все же на свой опыт.
 

1637836495506308 8ac730dc aa9e 4042 8ffc b1fe980e183f1637853282021481 083ef205 87c0 468a bb11 f3f695cc302b
1637853282063891 f71cfa44 a1c9 4e35 b45e b73ae49a64df1637853423680421 c33d3eb7 df6d 4154 8e17 93e325315146

В работах Саши Забалуевъ всегда очень много женской энергии, боли, крика. Ключевая тема, исследуемая автором - дискурс истерички — один из самых распространённых дискурсов в современном мире. Рассуждая об этом понятии, которое ввел Жак Лакан, художница рассматривает его как одну из сторон феминизма, проявленную в желании истерички «быть госпожой господина». По сути все картины художницы — это не манифестация, а исследование, в том числе исследование феминизма.

Тему совсем иной, традиционной женственности, связанной с мягкостью, плодородием и материнством исследует художница Юлия Мамонтова (MY), в работах которой актуальная повестка соединяется с художественными классическими традициями и полузабытой техникой энкаустики. К слову, энкаустические картины, которые написаны из пчелиного воска, пигментов, даммаровой смолы можно отнести к проявленному в искусстве плодородию, женственности и сексуальности. В целом, искусство Мамонтовой – светлое и женственное в самом традиционном понимании. Особенно примечательна в этом смысле картина «Соната души и тела», образ которой родился у художницы во время одного из самых сакральных моментов в жизни женщины – кормления грудью. 
Кроме темы материнства, как силы природной женственности, Юлия исследует вопросы женских архетипов и проявлений либидо. Например, в картинах «Начало любви» (2021, энкаустика) и «Сердце плода садов Гесперид» (2020, энкаустика) художница заявляет о том, что любая форма красоты, содержит в себе элемент женской генетики. Это достаточно смелый манифест в пользу женской сексуальности, как причины всего привлекательного и красивого, на чем фокусируется внимание человека. 

 

1637836563182723 2b884d4a 7f6c 484c 9ba2 f77b8bf6d9711637836563310524 a4b1fc2e 6f56 40ac a673 1bfe0c8277f6
1637853018730450 fe72a323 8968 4fd7 a10a 9498a98bdbe81637853018782041 054a13a5 4424 41ee b562 9b8bce731749

Виктория Бегальская известна художественными исследованиями до сих пор сильно табуированной в России темы секс-работниц. «Одноглазая Джо», «Горячий шоколад», «Плётка», «Ползущая женщина» – все эти картины о женщинах, которых общество старается не замечать, как будто их не существует. В 2014 году вместе с Александром Вилкиным и Дианой Портленд Виктория основала союз «Тереза», главной задачей которого было вовлечение работниц секс-индустрии в социокультурные процессы и предоставление им площадки для общения, образования и творчества. В рамках проекта было создано несколько кукольных спектаклей, в том числе «Пояс Афродиты», декорации которого сегодня входят в коллекцию музея современного искусства М НКА в Антверпене. Раньше многих Бегальская начала поднимать и вопрос эйджизма, также всё ещё весьма болезненный для российского социума.

1637836587224304 771d9f44 ef10 4e52 b69a b28fa1cea75f

Елена Ковылина – художница, акционистка и кураторка выставочных проектов о феминности поднимает гендерные вопросы с самого начала своей карьеры. Ковылина давно и глубоко погружена в мир идей, которые считает наиважнейшими в современном искусстве – и не только в женском, которому посвящена вся её жизнь. Ранние перформансы художницы были жёсткими, радикальными, провокативными и часто небезопасными, но вызывали у аудитории бурю эмоций – от страха до негодования. 

1637836613852247 644aebe4 30ae 47b1 a297 73134a662b12

Горящие скатерти, пронзающие кожу ордена, петля и табурет – все эти смелые эксперименты в прошлом. Сегодняшние работы Ковылиной – мета-осознанны и конструктивны, королева российского перформанса предлагает женщинам погрузиться внутрь себя, научиться слушать и слышать свой внутренний голос и интуицию. Сейчас Елена не только популяризирует искусство перформанса в России, но и является учредителем Фонда «Искусство в науке» и основательницей школы «Лаборатория иммерсивного перформанса», где каждая женщина может найти свой собственный язык для самовыражения и творчества.

1637836649291563 4cc8afd3 b481 4ea8 a46e c5d053b5987e

Светлана Бояркина пришла в искусство из серьёзной науки. Её абстрактные, но очень женские работы исследуют материальные и нематериальные процессы, вопросы идентичности, внутреннего мира, добра и зла. «Скрытые намерения», «Начало начал», «Моя лучшая подруга» – в этих произведениях Светлана предлагает задуматься о многоликости внутреннего мира женщины, многокрасочного и удивительного даже для неё самой.

Опираясь на научные знания и опыт, Бояркина часто обращается к открытиям, сделанным в науке женщинами. Как говорит сама художница, ее вдохновляют сильные личности, сумевшие показать всему миру, на что способно сердце и голова «слабого пола». А являясь участницей многих зарубежных проектов, Светлана предлагает зрителю познакомиться с особенностями характера и образа русской женщины. 

1637836680984234 818f7611 a5f7 470e b4f5 c79a600706ef
1637853123535451 de72bee5 40f8 432a 93aa af6ca95262661637853123535985 b169210d e594 4455 b28d 821a16a0f37e
1637853123587732 54020885 05ca 40c4 aa3b b4d48ea4b1ca1637853123587875 8e98b28c 57fe 45f7 8fc5 68f21a61d822

Феминизм Янки Сметаниной – это «поиски вечно недостижимой свободы», «возможность слова, диалога и отказ от навязанной немоты». Художница поднимает болезненные темы детского насилия и жестокости по отношению к женщинам, до сих пор понимаемые некоторыми как «узаконенная норма». «Почему я всё время испытываю чувство вины?», «Лестница» – эти и другие работы Сметаниной вызвают эмоции, которые, в свою очередь, заставляют зрителя думать, анализировать и отвечать (прежде всего, самому себе) на неудобные вопросы о допустимости насилия, агрессии, морального и физического давления на женщин и детей. 

Большинство работ художницы – во многом автобиографичны и сфокусированы на размышления о положении женщины в обществе. На картине «Роман о девочках» заливающиеся от искусственного смеха девушки в попытке выглядеть «смешными и прикольными» в угоду обществу, выглядят пугающими и истеричными, а на картине «Психотерапия» изображена карикатурно идеальная женщина без будущего, напоминающая икону красоты ХХ столетия – Мерилин Монро, страдавшую депрессиями, но всю свою жизнь носившую кино-маску счастливой и красивой дурочки.

1637836701449584 e5d6d46d 131f 4b61 84c9 1a5925b59f781637836701446458 e8de8b7c 9edc 4af6 a821 544e79172a9e

Художница и арт-критик Наталья Каменецкая начала популяризировать важность феминной повестки ещё в 1990-х, когда советская тогда ещё Россия была далека от общемировых тенденций в этом направлении. Уже в те годы Каменецкая говорила о женщине как о субъекте и объекте в искусстве, начала организовывать выставки феминного искусства и создавать позитивный образ молодой женщины, которой есть место в культуре и в художественном мире. Также Наталья занимается поддержкой женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию и лишённых возможности духовно развиваться и раскрывать потенциал, пишет статьи и книги о гендерной проблематике и гендерной истории искусства. 

Художница и кураторка Виктория Ломаско известна выставками графики и стрит-арта «Феминистский карандаш», серией «Запретное искусство», а также поразительно острыми зарисовками о женщинах трудной судьбы. Ломаско создала серию портретов «Девочки» Нижнего Новгорода», посвящённую женщинам, работающим в секс-индустрии, графические репортажи из девичьей колонии в Новом Осколе и детской колонии в Можайске, причём герои и героини её произведений не выглядят «иными» – это обыкновенные женщины и дети, на плечи которых лёг груз ответственности и испытаний, с которыми они не смогли справиться, а общество осталось безучастным к их беде.  

1637836759010509 653d508f 989a 4ebc 8df1 4fa6403968ad1637836759003188 97fcad6f 4d82 4537 8c9b 480f4a1d2931

Выпускница МГАХИ им. В.И. Сурикова Валерия Ко – самая раскрепощённая художница из нашего сегодняшнего списка, её быстрые акварельные зарисовки на грани, а иногда и за пределами допустимых в «приличном обществе» правил и размещаются под грифом «18+». Здесь и запретные чувственные удовольствия, и тонкий эротизм, и откровенная страсть с секс-игрушками и элементами БДСМ. Сама художница признаётся, что так она борется со своими личными комплексами и общественным давлением, навязывающим образ «правильной» женщины. В произведениях Валерии женщины разные – стройные и не очень, гетеросексуальные и не совсем, но главное – все они очень смелые в своих желаниях и получающие удовольствия тогда, так и с тем, с кем хотят. 

Российская общественная деятельница, феминистка и художница Дарья Серенко несколько лет назад создала движение «Тихий пикет», который начался с самодельных плакатов девушки, привлекающих внимание к дискриминации, домашнему насилию и гендерным стереотипам. Феминные и социально-значимые произведения Дарьи часто рождаются прямо в метро – главной выставочной площадке Серенко, девушка просто начинает писать и рисовать прямо во время движения поезда и на листе вдруг появляются страшные в своей правдивости слова: «Насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвёртой семье. В России всё ещё нет закона, который бы регулировал и пресекал это» – и дальше возникает реакция, эмоция, а потом и коммуникация, во время которой поднимаются табуированные и часто замалчиваемые темы.

1637836816304343 3a3489cb 1868 49ef ab7e 1d82f17127f01637836816332889 2c83aa6e 51c5 4aaa b1c1 f2c9332618db

Искусство – зеркало мира и самый главный инструмент для выражения проекций и идей, актуальных для общества. Феминное искусство современной России – многолико и неоднозначно, но какими бы разными не были его формы и способы проявления, главным для всех художниц остаётся стремление открыто и громко говорить о женщине и её чувствах, всю палитру которых нам всем только предстоит открыть.

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ