Культура

Два часа прожить в розовом цвете

Певица и актриса Алена Биккулова выступает с сольными концертами по всей стране, сама пишет музыку и стихи, исполняет романсы и популярные шлягеры. Кроме того, актриса снялась во многих рейтинговых сериалах на федеральных каналах. Алена Биккулова могла бы стать поп-звездой и писать себе спокойно свои девичьи баллады, одна из которых непременно бы предназначалась для очередной новогодней передачи. Но Алена села и написала пьесу «Жизнь в розовом цвете – La vie en rose – Женщина в любви», посвященную Эдит Пиаф. Сама поставила спектакль и сыграла в нем главную роль. Потом осуществила еще одну постановку - «Гори, гори, моя звезда…» про Анну Герман. О том, как она решилась сыграть двух таких разных, но равно великих женщин Алена БИККУЛОВА рассказала L’OFFICIEL RUSSIA
Reading time 2 minutes
Алена Биккулова в роли Анны Герман

- Алена, что стало стимулом обратиться к творчеству Эдит Пиаф?

Можно сказать, что я поступила вопреки мнению моих педагогов. Однажды на экзамене, когда я училась в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (ныне РГИСИ), мне надо было спеть Padam, padam. Когда я разучивала эту песню, чувствовала какую-то особую энергию, что-то мне самой очень подходящее. Но после экзамена педагоги сказали:«Алена, Эдит Пиаф – это не твое». Они всегда видели меня исключительно лирической героиней. Конечно, мне было обидно. Послеокончания академии несколько лет подряд на концертах в Москве я пела именно французский шансон, и чувствуя горячий отклик зрителей, я снова и снова убеждалась, что мне близка эта музыка.

И мне захотелось создать именно спектакль, а не просто концерт, я начала думать где найти драматурга и режиссера, но вскоре поняла, что только я сама могу правильно изложить то, что хочу донести до зрителей, и я решилась на написание сценария. У меня были опасения, что потеряю свою публику, ведь все привыкли, что я – тургеневская барышня, нежная и ранимая, что мой репертуар имеет более духовную направленность. А тут совсем другой образ. Но спектакль сразу имел успех, значит, зрители поняли главное, что я хотела донести – ее борьбу за жизнь, за веру, за любовь. При всей своей кажущейся распутности Эдит Пиаф была наивна как ребенок и всегда стремилась к чему-то светлому, хорошему.

- Образ героини вашего второго моноспектакля Анны Герман вам ближе?

Спектакль «Гори, гори, моя звезда» я создала на контрасте с образом Эдит Пиаф. Он дался мне намного труднее. Я до последнего сомневалась. У этой певицы тоже трагическая судьба, но в ней нет тех бурлящих страстей, как у Эдит Пиаф. Спектакль длится больше двух часов, и я боялась, что люди в зале заскучают. Первыми моими зрителями были воспитанники детского театра-студии «Отражение» под руководством Нины Иконниковой. Я просто сыграла перед ними в обычной одежде, в кроссовках, черновой вариант спектакля, а этидевчонки по 15-16 лет смотрели на меня как завороженные. Когдая закончила играть, они сидели все зареванные, а одна девочка сказала: «Сегодня я уйду отсюда какая-то другая, как будто очистившаяся». В тот момент я успокоилась и поняла, что спектакль примут.

Уже два года этот спектакль проходит с аншлагами в разных городах. Недавно я привозила его на Камчатку, вы не представляете, какой был ажиотаж, билетов всем не хватило.

Эдит Пиаф со своей бурной жизнью для меня своего рода заземление. Анна Герман, наоборот, это полет, высота, к которой я стремлюсь. Я до сих пор не могу до конца осознать, что можно быть настолько кристально чистой, ведь не зря ее называли «белым ангелом» советской эстрады.

 

 

Почему вы решили все сделать самаНеужели даже режиссера подходящего не нашли?

Многие не верят, что я все сделала сама – сценарий, режиссерская работа, монтаж музыки, оформление сцены, костюмы. Наверное, с точки зрения современной музыкальной и театральной индустрии, это безумие, но для меня все – творчество, даже технические моменты, которые я чувствую, вижу и доношу до работников театра, а потом и до зрителей.

А костюмы как подбирали?

Для роли Эдит Пиаф костюмы сшила дизайнер Полина Раудсон. Одно из платьев для Анны Герман я купила в деревне Мандроги Ленинградской области, случайно нашла в местном магазине настоящие русские платья. На одной фотографии Анна Герман одета в платье точно такой же расцветки. У меня вообще в жизни много совпадений случается. Например, в спектакле есть сцена, когда Эдит Пиаф рассказывает про один и тот же повторяющийся сон: ей звонят, она берет трубку, но на том конце провода никто не отвечает, после такого сна она всегда расставалась с любимым.И вот однажды во сне ей ответили. Это былее последний муж – актер Тео Сарапо, с которым она обвенчалась в православном Соборе Александра Невского в Париже и прожила последний счастливый год своей жизни. Так вот когда я рассказывала про это, прямо на премьере у кого-то из зрителей в зале зазвонил телефон.

             Какие отклики от зрителей вам особенно запомнились?

Однажды после спектакля «Жизнь в розовом цвете – La vie en rose – Женщина в любви» ко мне подошла женщина и попросила написать на билете слова, которые ей могла бы пожелать сама Эдит Пиаф. Я вспомнила фрагмент из спектакля, где Эдит увидела женщину, которая бросила своего новорожденного ребенка в подворотне. Тогда певица дала ей чек на миллион, вручила в руки ребенка и сказала:«Никогда не отчаивайтесь». Эти слова я и передала той зрительнице. Через полгода, когда я приехала в этот город уже с Анной Герман, она снова подошла ко мне и призналась: «Знаете, Алена, все это время я жила этим состоянием – не отчаиваться. Вы буквально вернули меня к жизни».

Анна Герман тоже всегда повторяла, как важны слова любви. Кажется, так просто говорить их друг другу почаще, но и как трудно, потому что мы всегда заняты, у нас нет времени лишний раз позвонить своим близким или мы просто забываем обнять того, кто рядом. А ведь все мы на земле живем одним чувством – любовью. Нет ничего сильнее этого чувства. Благодаря своим двум, таким разным спектаклям я это осознала.

Недавно вы поставили еще один моноспектакль – на этот раз автобиографический.

Да, в нем звучат мои собственные песни истихи, причемв разных жанрах – и поп-рок и лирические баллады. Мне иногда говорят, что я как будто пою разными голосами. Но всю жизнь мои педагоги по вокалу уверяли меня, что это мое достоинство, что я могу петь все, это позволяет мне сверкать на сцене разными красками. Я же актриса и каждая песня для меня – это спектакль. Об этом говорили и мои любимые певицы Алла Пугачева и Клавдия Шульженко.

Кстати, самый большой комплимент мне недавно сделал один знакомый, который ездил на концерт Аллы Пугачевой в Минск. Он сказал, что она пела в основном новые песни, а не только свои известные шлягеры. И эти новые песни – другие, проникновенные, с глубокими текстами. «Примерно как твоя «Я свяжу тебе жизнь», – добавил мой друг. Меня это потрясло. Алла Пугачева сейчас уже может позволить себе петь все, что захочет и ее будут слушать. И она выбрала такие вот личные песни.

Песня «Я свяжу тебе жизнь» действительно обошла весь интернет, многие артисты хотели ее исполнить, просили у меня разрешения. Но на популярных радиостанциях она не звучала, не подходит по формату.

/
"Туман рассеивается"

Вы на сцене действительно актриса, порой преображаетесь до неузнаваемости. Наверное, эмоционально это очень тяжело. Как восстанавливаете душевные силы?

Вы правы, я не позволяю себе работать вполсилы– всегда выкладываюсь на двести процентов. Как-то я смотрела передачу, в которой Филипп Киркоров рассказывал, как на одном из своих концертов он случайно толкнул человека, это превратилось потом в долгие 6 лет судов. Он спустился в зал, из-за софитов было плохо видно, он не мог контролировать эмоции. Я понимаю, что он имел в виду. Когда ты на сцене, тобой движет какая-то мощная сила, которая позволяет свернуть горы. У большинства артистов очень мощная энергия, которая может двигать как вверх так и вниз. Оттого и так много противоречий в поступках великих людей. Это как в пении – сначала артист постепенно доходит до самой высокой ноты, но потом опускается до самой нижней, чтобы был баланс. Порой творчество как качели – на сцене ты паришь высоко, а на следующий день лежишь дома и не можешь встать с постели.

Одно время вы очень много снимались в сериалах. Планируете продолжить кинокарьеру?

В какой-то момент я стала отказываться от съемок, предложений было очень много, но я не хотела жертвовать своими концертами и спектаклями. Теперь, после того как я поставила три моноспектакля, я поняла, что этот опыт поможет мне по-новому раскрыться и на экране. Благодаря своим спектаклям я погрузилась на дно своей души и увидела там все – и хорошее, иплохое. Я ведь пропустила через себя судьбы этих женщин, и для себя поняла, как надо жить. Мне кажется, что я очень выросла за последние годы, как актриса, как женщина, как человек. Что касается кино, я всегда была очень ответственной во всем. Например, когда снималась в сериале «Дыши со мной», я дома скрупулезно выписала подробный план своей роли на все серии. Режиссер Ольга Перуновская, увидев его, даже сказала: «Отсканируйте мне эти бумажки, я буду показывать всем, как надо работать!». А для меня это было нормально, это моя домашняя работа, которую я должна была сделать.

Самое сложное в кино – это крупный план. Помню, как на съемках сериала «Туман рассеивается» у Евгения Герасимова я просто перевела взгляд из одного глаза партнера на другой, и режиссер закричал: «Стоп. Зачем ты отводишь взгляд?». Снимали на пленку, а это дорогое удовольствие, дублей было мало. Оказалось, что на очень крупном плане даже такое короткое движение глаз смотрится, как будто я отвернулась от партнера вообще. Этому можно научиться только перед камерой, не в театре. Мне повезло, у меня были хорошие режиссеры, которые многому меня научили. Кстати, в другой сцене Евгений Владимирович полчаса настраивал меня на крупный план, я сыграла с одного дубля, и он в очередной раз похвалил меня, сказав, что не ошибся, взяв на главную роль именно меня, хотя претенденток было очень много.

Вы стремитесь к популярности?

Вообще я никогда специально не стремилась к популярности, считаю, что она сама должна настигнуть артиста за его честный труд. Но как правильно говорила Анна Герман, артисту нужна популярность. Она дает ему силы работать дальше. Главное, не потерять себя ради славы. В свое время я отказалась от очень хороших предложений – от участия в проектах «Фабрика звезд», «Народный артист» и многих других. Но сейчас я понимаю, что тогда, будучи девчонкой, я бы не состоялась как артистка – получила бы свою минуту славы и все. На эти телешоу приходили молодые и неокрепшие артисты, и им слава сваливалась на голову как ушат холодной воды. Нужно сначала опыт приобрести, чтобы иметь право на славу.

Есть уже какие-то новые проекты?

Пока готовлюсь к очередным гастролям в Риге, будут и российские города – Ульяновск, Тольятти, Южно-Сахалинск. Но мне уже хочется новых форм, пробовать что-то новое в музыке, в кино. Мне не хватает ускорения, поэтому я планирую в следующем году переехать в Москву.

23 ноября Алена Биккулова выступит в Москве с моноспектаклем-концертом о жизни Анны Герман «Гори, гори, моя звезда…» в Центральном доме журналиста.

Фото Юлии Ибрагимовой, фото из спектакля Эд Уваров

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ