Культура

Легендарный костюмер Жанна Мелконян — о костюмах к «Анне Павловой»

Запомните имя Мелконян, если вы о ней раньше не слышали. Потому что Жанна отвечала за костюмы в фильмах, которые вы пересматриваете до сих пор, а дизайнеры по всему миру используют кадры из них в своих мудбордах. А прямо сейчас у нее открылась выставка, которую нельзя пропустить.
Reading time 57 seconds

С 9 по 15 июня 2018 года во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства будет проходить персональная выставка Жанны Мелконян, заслуженного художника РФ, члена Союза кинематографистов России, члена МОСХ, профессионального художника-постановщика по костюмам киностудии «Мосфильм».

Почему это важно? В России, к сожалению, легендам среди художников по костюмам не достается столько же внимания, сколько, скажем, оскароносным костюмерам в США. И это несправедливо. Жанна разрабатывала, например, костюмы для бессмертного фильма Эльдара Рязанова «Служебный роман» (кажется, любимого фильма Демны Гвасалии — посмотрите на Vetements и Balenciaga) и для фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», который получил «Оскара» в 1981 году как лучший иностранный фильм. Вот тут она подробно рассказывает о работе над лентой.

Почему так называемый Музей моды, которым руководит Оксана Федорова, до сих пор не сделал большую историю про фильм, оказавший колоссальное влияние на моду СССР? Где масштабная интерактивная ретроспектива советского костюма, созданная с участием Жанны? Риторические, конечно, вопросы, но очень важные.

Узнайте из первых уст, каково было создавать костюмы к такому масштабному проекту больше 30 лет назад.

 

«Когда я работала над «Анной Павловой», я создавала в первую очередь единый колористический строй всей изобразительной среды, от детства до возраста героини, когда она уже балерина. И для каждого возрастного периода надо было придумать свою колористику. Пользуясь цветовыми пятнами костюмов, я наполняла экран, создавала атмосферу и настроение. Через костюм мне нужно было создать последовательные этапы жизни Анны, ее окружения. Всё это соединяется потом в общую цветовую концепцию света и декораций. Например, какого цвета может быть детство? Вот в какой-то такой сдержанной световой гамме — голубой, бежевой. Вы понимаете, неосознанно человек, который смотрит, душой переживает. Цвет, конечно, имеет огромный эмоциональный заряд».

Эскиз Жанны Мелконян 

 

«Мы не могли пользоваться современными балетными костюмами, брать их из театра, потому что они в корне отличались от нужных нам. Императорский балет очень экономно пользовался всеми декорациями и костюмами. Допустим, они готовили костюмы для одного спектакля, а для следующего надевали фонарики-рукава, чтобы они отличались. Белые пачки балерин в постановках "Шопениана" и "Сильфиды" отличаются только путем освещения сцены! "Шопениана" — светло-бирюзового цвета. Цвет символизирующий чистоту. "Сильфиды" — синий цвет, будит стремление к сверхъестественному (дягилевская постановка). И нельзя было допускать в кадр эти капроновые пачки, капроновые платья, которые торчат. Тогда были другие ткани, и они иначе лежали — не торчали, а как бы висели. Может быть, так было модно, а может быть, они не умели обрабатывать ткани так, чтобы они стояли. Даже умирающий лебедь: посмотрите, он был такой хилый, юбка такая мягкая — такое ощущение, что лебедь только вышел из воды, как будто вода капает с него. Надо было сломать силуэт современной балерины».

Нажмите на фото, чтобы увеличить его
/

 

«Современные балерины отличаются от тех, что были во времена Анны Павловой. У них были щиколотки толще, у них ноги были короче, у них больше кокетства было. Я хочу сказать, они работали совершенно не так, как нынешние балерины. Наши балерины четче работают, мы наслаждаемся стройностью, наслаждаемся четкими какими-то деталями, а тогда… Ну представьте: императорская сцена и кокетливые барышни, которые любили напяливать на себя всякие украшения, это во-первых. Во-вторых, мое мнение, что раньше ходили в театр не столько ради спектаклей, сколько посмотреть на хорошеньких барышень. Сидели в ложах, переглядывались: у кого дочка выросла, у кого сыночек вырос. Там была своя внутренняя жизнь богатейших людей».

Эскиз Жанны Мелконян 

 

«Повседневные костюмы Анны Павловой приближены к стилю модных домов моделей того времени. В одном из периодов жизни балерины (американские гастроли) я как бы "соединила" их  с русскими модельерами (Н. Ламанова, А. Экстер, В. Мухина), используя фактуру льна, вышивки и русских кружевных шалей. С одной стороны этим подчеркивается душевное состояние балерины. С другой стороны нужно было показать через костюм Анны Павловой огромное влияние русского стиля. И именно такой ход расширяет визуальное восприятие русской балерины для зрителя. И именно это является инструментом художника-постановщика по костюмам кино для воздействия на подсознание зрителя, а следовательно, на сознание. И именно это и есть моя работа, творчество в чистом виде».

Эскиз Жанны Мелконян 

 

 

«Люди той эпохи были мельче. Вы попробуйте одеть на кого-нибудь костюм Екатерины Второй — она была толстенькая, маленькая, хорошенькая. Где вы у нас сейчас такую актрису найдете? У нас такие крепенькие девочки сейчас, держащие себя в диетах».

«Работу в сьемочный период по моим эскизам проводила другая команда. Специально на студиях заказывались ткани, лен, русские кружева. Кстати, я заказала украшения в Праге на фабрике "Яблоко". Мы ездили туда специально для этого фильма. По моим эскизам делали украшения».

Нажмите на фото, чтобы увеличить его

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ