Красота

Органические средства по уходу за собой: вред или польза?

Мода на натуральное не собирается сдавать позиции, обрастая новыми, все более абсурдными направлениями. Рынок косметики меняется в сторону чистых и природных ингредиентов, но становится ли он от этого лучше? Популярный бьюти-блогер, типичный представитель поколения Y Адэль Мифтахова — о том, почему важно мыслить критически, даже когда дело касается косметики.
Reading time 53 seconds

В начале лета на страничке компании Johnson’s Baby в Facebook появилось короткое видео о том, что безопасность для бренда всегда будет важнее натуральности. В эпоху, когда идея «синтетическое — вредно, натуральное — полезно» заразила огромное количество умов, этот посыл выглядит довольно смело. Комментарии под видео разделились: пара человек поблагодарили компанию за рациональный посыл, но большинство обвинили бренд в использовании ненатуральных, то есть «токсичных» компонентов. Комментарии всегда были худшей частью интернета, но они здорово отражают настроение в обществе. В каждом третьем обзоре уходовой косметики в интернете есть фраза «хороший натуральный состав» или «без вредных ингредиентов».

 

 

Давайте сразу разберемся, о чем я: вред или польза чего-либо определяется не происхождением, а дозой — это один из главных принципов токсикологии. Ни одно исследование не доказало, что натуральные компоненты безопаснее или эффективнее, чем ненатуральные. Даже наоборот: натуральные сложнее по составу и поэтому менее предсказуемы. Да и само слово «натуральный» весьма условно: все так или иначе производится из природных компонентов, потому что нельзя создать что-то из ничего. Ровно так же все вокруг нас — химия, потому что все в этом мире состоит из химических элементов, даже мы сами.

Но идея пользы натурального и близости к природе слишком приятна и соблазнительна, чтобы не быть популярной. Мир стремительно меняется, это пугает, отсюда рождается вывод, что раньше было проще и, следовательно, лучше. Или что наши бабушки использовали только натуральное и все у них было хорошо, а у нас — нет, потому что теперь все «химическое». И это, конечно, большое, но очень популярное среди обывателей заблуждение.

Мне не очень нравится слово «миллениал», потому что на него навешивают слишком много значений (часто негативных). Но если подразумевать под ним молодых потребителей, то среди них определенно есть стремление к «натуральной чистоте». Отсюда и популярность детоксов: как-то само собой подразумевается, что и организм, и кожа городского жителя загрязнены и их нужно очищать. Хотя на деле детоксы бывают нужны только при очень сильных отравлениях, а делают их в больнице и не с помощью смузи. В остальных случаях достаточно просто нормально питаться: печень и почки отлично справляются с выводом вредных веществ сами. А кожа и вовсе в процесс детоксикации не включена. Какое-то количество веществ, конечно, выходит с потом, но оно незначительное, и вспомогательные средства ей не нужны.

Чтобы выжить на рынке, нужно следовать за желаниями покупателя. Натуральность — это, очевидно, крайне успешный тренд, причем уже не первый год. И если одни бренды просто стараются влиться в современную реальность и немного меняют составы, то другие закладывают эту ложную концепцию в основу своего дела. И нет сомнения, что многие создатели натуральной косметики искренне верят в то, что проповедуют. Но, как известно, незнание не освобождает от ответственности.

Ни одно исследование не доказало, что натуральные компоненты безопаснее или эффективнее, чем искусственные. Даже наоборот: природные менее предсказуемы.

Гвинет Пэлтроу ушла дальше всех. Она создала wellness-сайт Goop, в котором эксперты разного пошиба рассказывают, например, про пользу хождения босиком. Они считают, что так можно вылечить множество болезней, потому что это помогает воссоединиться с энергией Земли. Короче — шарлатаны XXI века, но за ними стоит фигура Гвинет (а как великолепно она выглядит — знают все). На основе сайта совершенно естественным образом возник одноименный бренд косметики, витаминов и прочих приблуд для здоровья. Здесь все: и исключительная натуральность, и витамины по подписке, и даже нефритовые яйца, предназначенные для тренировки мышц влагалища.

Россию wellness-истерия тоже не обошла стороной: все мы видели рекламные посты детокс-комплексов и эликсиров красоты у миллионников инстаграма. Уже не один год существуют сайты, которые очень напоминают уменьшенную версию Goop: там предлагают детокс-чаи, маски из чудодейственной глины и БАДы сразу для всего. 

И все это пользуется спросом. БАДы и витамины, к слову, нужны далеко не всем, и пить их нужно только по совету врача.

Вообще, весь рынок косметики и здоровья окружен огромным количеством лживой информации. А чтобы отделить ее, стоит просто проверять каждое сомнительное утверждение. За проверенной информацией о косметике и коже стоит идти не напрямую в «Гугл», а на специальные медицинские сайты вроде uptodate, pubmed или nhs. На них публикуются не мнения и домыслы, а проверенные факты, полученные в результате исследований. На русском языке таких ресурсов практически нет, но есть блоги хороших врачей.

В трансформирующемся мире очень важно сохранять спокойствие, критически мыслить и быть готовым пересматривать свои убеждения. Сомнение — невероятно важный инструмент, который помогает если не прийти, то хотя бы приблизиться к истине. В короткой перспективе это, конечно, расстраивает, но в долгой — помогает отделить факты от вымысла и ложных суждений. Может показаться, что в косметике это и не так  важно: немного как бы поверхностная тема. Но если с чего-то начинать, то почему бы и не с нее? Ведь в тот момент, когда вы поймете, как именно устроена и работает кожа, вам даже не придет в голову покупать крем от растяжек или целлюлита.

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ