Красота

«Моя раса — не твой костюм»: почему краситься под темнокожих — оскорбление

Роксана Киселева
11.01.2018
Гримом или карнавальным костюмом можно обидеть другого человека. Разбираемся, что такое блэкфейс и почему черный грим и украшения с перьями лучше оставить на полке магазина.
Почему о блэкфейсе заговорили в России

В сентябре украинский дизайнер Маша Рева представила новую коллекцию, созданную совместно с маркой Syndicate. Для съемки лицо модели почти полностью покрыли черной краской, оставив светлыми только губы. Реву обвинили в расизме. В ответ на обвинения дизайнер выложила пост, где вроде бы и извинилась за оскорбительную фотографию, но вины все же не признала: «Дорогие друзья, мне очень жаль людей, которых оскорбила моя работа, в которой не было ни политического, ни социального подтекста. Все мои работы — визуальное искусство. Я могу выбирать любой цвет для создания своих работ, и каждый волен думать так, как считает нужным», — прокомментировала Маша.

В конце ноября YouTube-блогер Саша Кэт выложила в инстаграме фото, на котором она загримирована под черную девушку. Фотография моментально собрала тысячи дизлайков и негативных комментариев от темнокожих людей.

На фото: съемка Маши Ревы для Syndicate

Девушка удивилась и сути претензий не поняла. Многочисленные фанаты Саши тоже остались в недоумении и бросились защищать своего кумира в жарких спорах с обвинителями. Позже публикация была удалена.

Скандалы гремели не только в России: японский комик и телеведущий Масатоши Хамада в совсем свежем новогоднем выпуске своего ТВ-шоу загримировался под Эдди Мерфи, раскрасив лицо черным и надев афропарик, чем вызвал шум не только в Японии, но и на Западе (например, этот случай освещали Vice). Отдельно отметим, что отношение ко всем приезжим у японцев чаще пренебрежительное, а стереотип, что все темнокожие парни — продавцы наркотиков, довольно прочно укрепился в коллективном бессознательном японских граждан.

Что такое блэкфейс и почему нас это тоже касается

 

 

Блэкфейс — грим, имитирующий внешн­ость темнокожих людей. Его исто­рия связана с появившимися в США в середине XIX века шоу менестрелей, где белые актеры в комичной манере изображали сцены из жизни темнокожих рабов, которых неизменно высмеивали как глупых, грязных и неумелых. Вскоре эти шоу стали частью национальный американской культуры, выступив альтернативой драматическим спектаклям, и были популярны вплоть до 1960-х годов (расцвета борьбы темнокожего населения за свои права).

На фото: актер Эл Джосон

Основоположником принято считать Джорджа Диксона — первого артиста, популяризировавшего шоу менестрелей как жанр. А прославил шоу подобного толка Томас Райс, исполнявший песни от лица своего персонажа Джима Кроу — не слишком одаренного интеллектом, но оптимистично настроенного черного парня. Вскоре имя Джима Кроу стало нарицательным для обозначения растрепанного глупого чернокожего человека и даже дало название сборнику законов о расовой сегрегации (разделение общественных пространств на «черное» и «белое»). Последний артист блэкфейса, Пигмит Маркхэм, завершил карьеру в середине ХХ века, когда жанр начал отмирать под натиском активистов борьбы за равноправие. Блэкфейс способствовал укреплению стереотипов о характере и поведении иммигрантов из Африки, и все это сопровождалось дискриминацией темнокожих людей в Америке и нарушением их фундаментальных прав.

Почему это до сих пор важно

 

 

 

Блэкфейсом являются абсолютно все случаи, когда белые люди гримируются под негроидную расу. Даже если человек без всякого подтекста использовал черный грим, это блэкфейс и он не допустим. Почему?

 

У этого явления огромный культурный багаж, отдельно от которого его рассматривать нельзя. С блэкфейса не будет снята отрицательная коннотация до тех пор, пока расизм не будет окончательно побежден. В России мы можем этого не видеть и, как следствие, не понимать, но расизм в отношении темнокожих не искоренен до сих пор.

На фото: рекламная кампания Benetton, 1982 год

В США регулярно совершаются убийства на почве расовой ненависти, а темнокожие люди за идентичные преступления получают более долгие тюремные сроки, чем белые. В России людей африканского происхождения называют в лучшем случае «нигерами» (другие синонимы приводить не будем).

Темная кожа — это не костюм на Хэллоуин. Мы не можем заимствовать ее ради шоу, потому что кого-то это может серьезно обидеть. Что действительно имеет значение — мнение PoC (people of colour — объединенное название цветных людей). Лучше нарядитесь феей Winks!

А красная точка на лбу или узбекский национальный костюм — это тоже оскорбление?

Да! Опять же национальность нельзя надеть как платье — это прямое оскорбление. О том, что является культурной апроприацией, а что — нет, можно спорить бесконечно, но мы процитируем Никки Минаж, которая емко выразила свою позицию, справедливую для любого случая культурной апроприации:

 

«Если хочешь наслаждаться нашей культурой и стилем жизни, кури с нами, танцуй с нами, тряси ягодицами вместе с нами, читай рэп с нами. Но ты должен захотеть узнать, что злит нас, что беспокоит нас, ощутить несправедливость, которую мы чувствуем. Тебе это не понравится».

 

 

Абстрагируясь от американской истории, скажем: история отношений России и стран Кавказа и Средней Азии тоже непростая, а предубеждений по поводу народов ближнего зарубежья у наших граждан — хоть ложкой ешь. В общем, рекомендуем воздержаться от всего, что имеет четкую ассоциацию с чужим культурным наследием.

Комментирует Дарья Серенко, активистка и создательница #тихийпикет:

«Культурная апроприация (как бинди и национальный костюм чужого народа) — это способ символического выхолащивания чужих культурных реалий, способ обесценивания других культур. Да, мы живем в мультикультурном мире, где происходит обмен практиками и традициями, но ничто не дает нам права превращать чужой важный символ в сувенир или декорацию. Это колониальная практика, практика захвата. Культурная апроприация чаще всего происходит следующим образом: более многочисленная и привилегированная культура использует менее привилегированную в своих целях (чаще всего капиталистических). Апроприация и интеграция работают по-разному».

 

Художник не наделен особым правом, он не может оправдывать свои действия тем, что таково его видение. Будь то блогер, дизайнер или визажист, он должен понимать границы допустимого, и не пересекать их. Если это был способ репрезентации (юзерпик для фейсбука или фотосъемка коллекции одежды), а не случайность, мы неизбежно порождаем у многих людей пародийную ассоциацию с темнокожими людьми, даже если не хотели этого.

 

На фото: Белла Хадид на показе Marc Jacobs весна–лето 2017, после которого Марка обвинили в культурной апроприации

Визажистка и автор телеграм-канала  «Банки-*уянки» Маша Ворслав:

 

 

«Это правда сложная тема, особенно когда обсуждаемая культура от нас даже географически далека: мы с ней почти не сталкиваемся, мало о ней знаем и поэтому трудно понять, кто и где неправ. Я пока остановилась на такой схеме: в творчестве нельзя (то есть не этично) использовать приемы, которые принижают другую культуру. Если говорить о традиционном блэкфейсе — он унижает темнокожего человека: создает впечатление, что угнетение черных белыми — это просто повод для шутки, а не история насилия. Когда блэкфейс — просто замазанное темным тональным лицо, это тоже плохо: получается, будто темная кожа — это какая-то побрякушка, которую можно нацепить, когда это удобно (и снять, когда неудобно, и оставаться белым привилегированным человеком после вечеринки).

Я понимаю, что визажисты или гримеры об этом часто не задумываются. Но в 2017-м думать надо.

Потому что нельзя просто накрасить белое лицо черным по такой схеме и не ожидать, что в образе будут дополнительные смыслы. Только из-за невежества они могут показаться не обидными. Так что если есть задача не просто сделать яркий образ, а соответствовать созревающей на наших глазах этике рабочих отношений, надо больше работать головой».

Вместо вывода

Будьте терпимее к малосведущим людям, и по возможности старайтесь объяснять, что они делают не так, а не бросаться с обвинениями. Также не забывайте, что в России есть и свои угнетаемые группы: выступая за права черного сообщества в Америке, помните и о правах гастарбайтеров из Средней Азии в России, которым тоже нелегко.

Поделиться

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ