Красота

Зачем вы это придумали: холистическая (или нейро-) косметика

Если вы следите за последними wellness-трендами, то наверняка слышали о таком понятии, как «холистическая косметика». Выясняем, что это такое и при чем здесь Гегель.
Reading time 1 minutes
Холизм? Это что такое?

 

 

 

Для начала, в широком смысле, холизм — позиция в философии и науке, исходящая из приоритета целого по отношению к его частям. Например, в медицине холистический подход означает «целостную заботу» — врач сначала допросит пациента обо всем, что касается его образа жизни и эмоционального здоровья, и только тогда будет ставить диагноз. Короче говоря, вся современная медицина — холистическая (никто не лечит боль — сначала ищут ее причину), но после того, как приверженцы альтернативной медицины начали охотно использовать этот термин для описания своих практик, понятие стало нарицательным.

Несмотря на то что существуют научные исследования, оспаривающие эффективность холистической (как альтернативной) медицины в лечении каких-либо заболеваний, а Американское онкологическое общество рекомендует использовать холистические методы только в сочетании со стандартной терапией, специалисты, практикующие этот подход, сейчас популярны — они предлагают массажи, ароматерапию, гипноз и даже клизмы, а в качестве медикаментов назначают гомеопатию и травяные сборы. Холизм как стиль жизни — относительно новый wellness-тренд: он включает в себя медитацию, йогу, «органическое» питание, спорт и фастинги («лечебное» голодание) — все, чтобы «оздоровиться» без лечения конкретных заболеваний.

А при чем здесь косметика?

Понятия «холистическая косметика» в международной классификации нет — есть просто косметика (не важно, продается она в салоне, аптеке или супермаркете) и лечебная косметика (гормональные мази, антибиотики и все, что выписывается дерматологом и продается по рецепту). Пока термин не попадает в международную классификацию, под него можно подписать что угодно: разлитый по бутылкам чай назвать космецевтикой, а толченую скорлупу грецкого ореха — органической маркой с холистическими принципами.

 

Но все-таки понятие holistic beauty вполне себе используется бьюти-марками для их маркетинговых стратегий. Что оно вообще значит? Тут все сложнее, чем с медициной, потому что косметика вообще чаще всего направлена на целостный подход — например, увлажняющий крем помогает поддерживать водный баланс в клетках нашей кожи, что, в свою очередь, помогает отсрочить ее старение и нормализовать выделение себума. Главный принцип марок, позиционирующих себя как холистические, — красота начинается со здоровья, в том числе эмоционального. Этой же философии придерживается и психодерматология — новое (и пока спорное) направление в медицине, которое изучает связь психического состояния пациента и его кожных заболеваний. Так, некоторые состояния кожи (дерматит, розацеа, псориаз, акне и даже пигментация) могут проявляться или усиливаться под действием стресса.

Для «настоящего» лечения дерматита и акне существуют отдельные косметические продукты, которые вам выписывает дерматолог, а психодерматология только изучает вопрос и не оспаривает их необходимость. Но что тогда делают средства, позиционируемые производителем как holistic beauty или нейрокосметика?

 

На самом деле, это может быть люксовая косметика на основе натуральных масел, это могут быть хенд-мейд-продукты из глины и травы — все, что может заинтересовать поклонников альтернативной медицины и ее практик.

Naturopathica, бренд Барбары Клоуз, натуропата и велнес-гуру, позиционируют как марку бьюти-продуктов для фито- и ароматерапии и медитаций: подушка с травами вместо пуха, успокаивающий чай, соль для ванны против мышечной боли. «Наш современный темп жизни — слишком напряженный, поэтому  я хотела создать продукты, которые способствуют нашему эмоциональному здоровью, благополучию и помогут противостоять стрессу», — говорит Тата Харпер, основательница Tata Harper Skincare. Бестселлеры марки — антистресс-концентрат для лица и натуральный гель для умывания, обещающий очистить вашу кожу от токсинов и загрязнений из воздуха.  

Более знакомая россиянкам марка Aveda — тоже холистическая: ее концепция основана на принципах аюрведы. При этом это достойный пример. Как говорят представители бренда, для Aveda важно, чтобы их продукты оказывали воздействие не только на кожу и волосы, но и на психологическое состояние покупателей (поэтому продукты марки так приятно пахнут).

 

Как правило, такая косметика позиционируется как натуральная, и ставка здесь — на большое содержание природных активных ингредиентов: растительных экстрактов, масел, минералов. Но некоторые марки спекулируют трендом на фанатичный ЗОЖ и выпускают бесполезные вещи, которые многое обещают, но не могут работать просто по принципам здравого смысла. Главный трендсеттер здесь — интернет-магазин Гвинет Пэлтроу Goop: в разделе «Космическое здоровье» вы можете найти магические кристаллы и даже спрей от энергетических вампиров!

 

В общем, холистической косметикой что только не называют — есть в этой категории и дельные продукты вроде достойного качества масок и сывороток, так и что-то совсем странное. Поэтому не можем не предупредить, что слова про холизм на этикетке — скорее пустой звук, а крем с ароматом лаванды не вылечит дерматит, если кроме эфирных масел и глицерина в нем ничего полезного больше нет. В общем, все как с гомеопатией: само по себе вреда это не приносит, пока не начинаешь полагаться на эти средства в процессе лечения действительно серьезных заболеваний.

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ